Информационно-аналитическая служба «Русская народная линия» - Материал «Рыцарь на русском Престоле. В Москве состоялась конференция в память убиенного Императора Павла Петровича»

 

В четверг, 30 мая, в Московском доме национальностей состоялась научно-практическая конференция в формате круглого стола «Собиратели земли Русской. Император-мученик Павел Петрович», сообщает наш корреспондент.

 

Круглый стол явился продолжением серии конференций, организуемых Международным фондом славянской письменности и культуры и «Русской народной линией». Просветительский и мемориальный проект посвящён русским Государям.

 

 

 

Целью конференции является привлечение общественного внимания к фигурам правителей Российского государства, внесших огромный вклад в укрепление России, в собирание Русских земель. Об этом, как считают организаторы, нужно говорить и напоминать, тем паче, что имён этих правителей России практически нет в топонимике столицы, им нет памятников (за редким исключением), их имена не популяризуются в общественном пространстве. И важная задача конференций – формирование исторического самосознания.

 

По традиции конференцию вёл заместитель генерального директора Международного фонда славянской письменности и культуры Леонид Юрьевич Редкий. Он берёт на себя основную организационную задачу по проведению конференции.

 

Круглый стол, посвящённый Императору Павлу Петровичу, Леонид Юрьевич открыл с оглашения Приветствия известного церковного деятеля Русской Зарубежной Церкви Архиепископа Монреальского и Канадского Гавриила (Чемодакова).

 

Владыка Гавриил поприветствовал всех участников конференции и отметил важность почитания Императора Павла Петровича, не просто незаслуженно забытого великого русского Государя, но и оклеветанного. Его память благоговейно почиталась многими православными людьми на протяжении долгого времени, в том числе память о Павле Петровиче благоговейно хранится и почитается русской эмиграцией.

 

«Быть может, — полагает Владыка, — Ему предстояло изменить весь ход нашей истории, но Он был изменнически убит и оболган, как никто другой из наших Государей, за исключением Царя Иоанна IV и Святых Царственных Страстотерпцев: Царя-Мученика Николая и Царицы-Мученицы Александры».

 

«Кто знает? – не стань Государь Павел Петрович жертвой тщательно подготовленного заговора цареубийцъ 12/24 марта 1801 года, — заговора, который остается не до конца изученным и по сей день, — не было бы, возможно, ни марта, ни октября 1917-го», — отметил он.

 

По его словам, «в административной, военной и, что для нас в данном случае особенно важно, Церковной областях государственного строительства Император Павел Петрович произвёл благодетельные перемены. Боле того: в 1916 году даже возникло некое движение, призывающее к канонизации невинно убиеннаго Императора Павла Петровича».

 

«Но и сегодня, — посетовал он, — наше общественное сознание, в особенности, в среде маловерной, все еще пребывает в состоянии заблуждения, когда речь заходить об Императоре Павле. По милости Божией, положение меняется».

 

«Можно сказать, что святость Русского Царя Павла все отчётливей и бесспорней предстаёт перед нашим народом. Мы помним, что множество наших святых было признано таковыми именно русским народом еще прежде официального их прославления. Русский народ издавна обращался, – и обращается, — к Царю Павлу с молитвами о помощи. Теперь слово за Церковью», — считает Владыка.

 

Рабочая часть конференции началась с выступления настоятеля московского храма святителя Николая на Берсеневке игумена Кирилла (Сахарова).

 

Отец Кирилл отметил среди важнейших деяний Императора Павла его попытку уврачевать раскол в Русской Церкви созданием института единоверия. Эта инициатива Императора внесла огромный вклад в воссоединение Русской Церкви. К сожалению, преемники Императора Павла уделяли недостаточное внимание этой проблеме.

 

Как отметил докладчик, Павел Петрович был поистине народным Государем. Ещё одним важным деяниям его царствования стало сокращение барщин, облегчившее положение самого многочисленного сословия Российской Империи – крепостных христиан. Фактически Павел Петрович положил начало процессу освобождения крестьянства от крепостной зависимости.

 

Ещё одним важным деянием, как отметил выступающий, стал закон о престолонаследовании, который упорядочил в дальнейшем этот важный для монархического государства вопрос.

 

Павлу Петровичу ставят в укор регламентацию общественной жизни, но, как отметил отец Кирилл, это была необходимая регламентация, которая проводилась на национальных началах.

 

Выступивший дистанционно кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи Евгений Иванович Юркевич, говорил о военной реформе Павла Петровича. И особенно о реформе артиллерии, которую очень любил Император.

 

Он отметил одну важную особенность: во многих публикациях негативная оценка Императору Павлу даётся с опорой на воспоминания столичной гвардии, а вот если читать оценки и воспоминания людей из провинции, то видна следующая закономерность: чем дальше от столицы, тем благоприятнее воспоминания современников о Павле Петровиче.

 

В качестве важной традиции, которая была учреждена Императором Павлом, стало благоговейное отношение к знамени – это прусская традиция, но она прижилась в России, став поистине русской национальной традицией – с тех пор, невзирая на правителей и режимы, благоговейное отношение к воинскому знамени сохранялось во все времена.

 

В свою очередь доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Российского университета дружбы народов, член Императорского Православного Палестинского Общества Сергей Иванович Реснянский отметил, что-то количество клеветы, которое было и сохраняется в адрес Императора Павла – просто зашкаливает.

 

При этом, если оставаться на почве объективности, нужно отметить, что это был очень начитанный Император, поистине любил искусство и военное дело, а главное – он мыслил себя слугой государства. Для него служение государству было превыше всего.

 

Павел Петрович пытался ограничить привилегии дворянства и вернуть Петровские порядки в жизнь страны – восстановить тягловую модель государства. Но, к сожалению, это создало напряженные отношения с дворянством, которое вылилось в заговор и убийство Императора Павла Петровича.

 

В качестве важного проекта Императора С. И.Реснянский отметил проект объединения Церквей: именно в этом ключе он предлагает рассматривать его согласие стать главой Мальтийского ордена. Кроме того, это была антиреволюционная мера, а вовсе не тяготение к масонству, как иногда пишут неграмотные авторы.

 

Кстати, во времена Павла Петровича гонениям подвергались костюмы и фраки, что рассматривалось как самодурство. Но это была реальная форма борьбы с масонством, ведь масоны пропагандировали эти самые костюмы и фраки.

 

Павел Петрович попытался навести порядок в армии, заметно ослабевшей в последние годы жизни его матери – Императрицы Екатерины Великой. Он начал вводить достаточно жёсткие меры, когда неявка на смотры приводила к увольнению из армии, что вызвало недовольство той части офицерского корпуса, которая рассматривала армию как синекуру для представителей высших слоёв дворянства.

 

При этом Павел Петрович проявлял искреннюю заботу о солдатах, за что пользовался любовью простого народа.

 

Павел Петрович ввёл традицию награждения духовенства, что поднимало его значение в общественной жизни; ввёл школы для детей псаломщиков – самой неблагополучной части духовного сословия, чем внёс огромный вклад в социализацию этих людей.

 

Докладчик перечислил ряд реформ, отметив, что при нём законы и указы издавались гораздо чаще, чем при его матери.

 

Настоятель Храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове протоиерей Вадим Буренин по видеосвязи рассказал о Каменном острове, где долгое время жил Император Павел и о храме Каменного острова – Рождества Иоанна Предтечи, где он любил молиться.

 

Докладчик рассказал об отношениях Императора с его законоучителем, тогда иеромонахом, а впоследствии митрополитом Платоном (Левшиным), который свидетельствовал о православной ревности наследника престола: Павел Петрович любил молиться – молился долго и истово, чему свидетельством является паркет в Гатчинском дворце, который оставил следы от его колен во время келейной молитвы.

 

Павел Петрович сделал много полезного для духовенства, в частности, Александро-Невский монастырь при нём получил статус Лавры; возродилась миссия в Сибири и на Аляске.

 

При Павле Петровиче было открыто 20 монастырей, в том числе знаменитые обители — Валаамский и Саровский монастыри.

 

Доктор исторических наук, кандидат филологических наук, директор Центра исторической психологии при кафедре истории славянских и балканских стран Института истории СПбГУ протодиакон Владимир Василик в своём выступлении остановился на теме отношений с Балканскими странами во время правления Павла Петровича.

 

К сожалению, в прежнее время возникло напряжение в отношениях с Черногорией, в частности, митрополит Петр (Негош) был выслан из России и отношения с Черногорией испортились. Черногорцам обещали переселение в Россию, но это обещание не было выполнено. И Павел Петрович пытался исправить положение, много помогал черногорцам, по его повелению было передано святое Миро, хотя черногорцы в то время являлись частью Константинопольского Патриархата. Отношения с Черногорией нормализовались уже при сыне Павла Петровича – Императоре Александре I, но основы для единства с балканскими славянами заложил именно Павел Петрович.

 

Затем было предоставлено слово студентам. И это было новшеством в конференции. Сергей Реснянский привёл на заседание нескольких своих студентов, которые внимательно слушали выступления. Им была дана возможность задать вопросы участникам круглого стола.

 

После было предоставлено слово художнику, иконописцу, монументалисту, члену-корреспонденту Российской академии художеств Филиппу Александровичу Москвитину. Он является автором портрета Императора Павла Петровича.

 

Художник отметил, что писал портреты многих Романовых, но, на его взгляд, Павел Петрович всё время находился в поисках источника света. В частности, того света, который объединит Европу. В этом контексте и нужно понимать его попытки объединения Церквей и влияния на европейскую политику. Докладчик напомнил, что в то время в Европе бушевала революция. И вот если дух революции захватил Европу, то у Павла Петровича был дух рыцарства, который воплощался во многих его проектах.

 

Филипп Александрович напомнил ещё об одном великом деянии Императора Павла Петровича. После того, как он стал главой Мальтийского ордена, в Россию были перенесены принадлежавшие мальтийцам великие святыни мирового Православия – десница Иоанна Предтечи, Филермская икона Божией Матери, написанная по преданию при жизни Богородицы апостолом Лукой и частица Животворящего Креста Господня. Этот день в Русской Православной Церкви отмечается как день перенесения Мальтийских святынь в Россию и празднуется до сих пор, хотя сами святыни сегодня пребывают в Черногории.

 

Художник отметил, что, к сожалению, Филермская икона очень мало знакома современным православным и предложил писать копии образа Богородицы и активно пропагандировать и напоминать об этой великой святыни, которая сейчас находится в художественной галереи Черногории в Цетине.

 

Историк-источниковед, научный редактор Информационно-исследовательской службы «Царское Дело» Леонид Евгеньевич Болотин в своём докладе остановился на важной характеристике Павла Петровича, как мистика Царского пути, которая была очень близка Императору.

 

Докладчик отметил, что уже юный Павел весьма ответственно и внимательно относился к выбору духовника. Его духовником стал иеромонах Платон (Левшин), с которым у Цесаревича сложились очень доверительные и близкие отношения. Павла Петровича потряс образ Царя-священника Мелхиседека – загадочной фигуры Священной истории. По его просьбе иеромонах Платон сделал особый доклад о личности Царя-священника Мелхиседека.

 

Павел Петрович ввёл особый порядок, который определял место Царя в Церкви: Император причащался по священническому чину. Также он выступил с инициативой, чтобы и погребение Царя совершалось не только по Царскому, но и по священническому чину. Это является свидетельством его особого отношения к месту Царя в Церкви.

 

Руководитель Национального общества ревнителей светлой памяти Императора Павла Первого Василий Владимирович Кухарь рассказал о деятельности Павловского общества. Он отметил, что первые Павловские чтения в Гатчине благословил провести ещё покойный предстоятель Русской Зарубежной Церкви митрополит Лавр.

 

Докладчик напомнил, что до Революции готовились материалы по канонизации Императора Павла Петровича. К сожалению, ныне они утрачены. Однако есть надежда, что их можно найти.

Сегодня почитатели Павла Петровича в Санкт-Петербурге уже проводят не только традиционно Павловские чтения каждый год, но и начали проводить Петровские чтения, посвящённые памяти отца Павла Петровича – Императора Петра III.

 

Докладчик напомнил, что по инициативе Павла Петровича был построен Харлампиев монастырь – он создавался не только для хранения Мальтийских святынь, но и как часть проекта объединения Западной и Восточной Церкви. По замыслу Павла Петровича, это должен был быть единый православный католический монастырь, который положил бы начало воссоединению расколотого христианского мира.

По традиции в конце мероприятия выступил один из его организаторов – главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Дмитриевич Степанов. Он отметил, что нам предстоит ещё многое осмыслить, а главное донести до общества правильное отношение к фигуре Павла Петровича. Например, Императора упрекают в том, что он насаждал прусские порядки в армии и якобы этим вызвал недовольство офицерского корпуса. А на самом деле в русской истории в 18-19вв. постоянно шла борьба между условно прусской и французской моделью управления армией.

 

Борьба велась и во времена правления Александра II, когда за прусскую модель выступал его друг – покоритель Кавказа князь Александр Барятинский, а за французскую модель выступал тогдашний военный министр Российской Империи Дмитрий Милютин. Почему-то Император Александр II сделал выбор в пользу французской модели, что в итоге привело к союзу с Францией, а не с Германией и, в конце концов, привело Россию к войне на стороне Франции и Англии против Германии, что во многом предопределило Революцию 1917 года.

 

Во время круглого стола некоторые докладчики критиковали мать Павла Петровича – Императрицу Екатерину Великую, но как отметил Анатолий Степанов, отношения между матерью и сыном были сложными, однако нельзя утверждать, что всегда в этих отношениях был прав Павел Петрович. Шла ожесточённая борьба дворянских группировок. Императрица Екатерина Великая не позволила Павлу Петровичу стать Императором после совершеннолетия, потому что это означало бы приход к власти группировки Паниных. Граф Никита Иванович Панин был воспитателем Павла Петровича и оказывал на него главное влияние. А это вынужденно привело бы к изменению всей политики Российской Империи, к ориентации на Англию. Это всё нужно учитывать, говоря об отношениях матери и сына.

 

Екатерина Великая любила своего сына и старалась уберечь его от всякого рода опасностей и соблазнов.

 

В кратком Царствовании Императора Павла Петровича, отметил Анатолий Степанов, много великих проектов, которые он, к сожалению, не успел довести до конца. А некоторые Павел Петрович даже не успел начать, в частности, речь идёт об освобождении крестьянства, поборником которого был Император.

 

Речь также идёт об институте единоверия, о чём говорили в своих выступлениях предыдущие докладчики.

 

По мнению Анатолия Степанова, нужно вести речь о том, что ещё при Императрице Екатерине Великой началось сближение с Грузией, завершившееся вхождением в состав Российской Империи уже при Императора Александре Павловиче. К сожалению, в этом процессе был ликвидирован Грузинский Патриархат, поскольку не было Российского Патриархата. Это было величайшей ошибкой русской политики и правителей того времени. Никто даже не предложил проект восстановления Московского Патриархата, чтобы, как во времена Ромейской империи, Российский Император был главной нескольких Патриархатов Православной Церкви.

 

В итоге это привело к напряжению отношений с грузинами, ценившими древний институт Патриаршества. Это не дало возможности восстановления Патриаршества в России. Будь в то время Императором Павел Петрович, возможно, он мог бы решить эту проблему, поскольку был свободен от республиканских увлечений, свойственных его старшему сыну Императору Александру. А вот что нельзя поддержать – это проект конкордата с католиками, который продвигал Император Павел Петрович. Как показала дальнейшая история, это опасное заблуждение, которое ничего хорошего для России не сулило.

 

В заключение своего доклада Анатолий Степанов обратил внимание на мистическую загадку русской истории: на месте убиения Императора Павла, его внук Александр II, повелел создать церковь – домовая церковь на крови на месте спальни Императора Павла Петровича, где пролилась его кровь в Михайловском дворце. Как известно, сам Император Александр II был убит и на его крови был построен второй храм на крови – Спас-на-крови. И построен внуком Александра II – Николаем II.

 

И третий храм на крови в Екатеринбурге, где была убита Царская Семья. У нас в России есть три храма на крови. К сожалению, первый храм утрачен. И сегодня в Михайловском дворце место храма не почитается. Более того, там проход, по которому ходят туристы. И в качестве одной из важных задач по отданию памяти Павла Петровича – восстановление храма на крови на месте убийства Императора.

По итогам конференции будет подготовлена традиционная Резолюция, которая будет опубликована на «Русской народной линии».

 

Редакция «Русской народной линии»

Леонид Юрьевич Редкий