|
Эксперт Всемирного Русского Народного Собора А.В.Посадский. Cоработник Духовно-Просветительского Центра г. Сестрорецка при храме Тихвинской иконы Божией Матери. Казак Конвоя Святого Царя Страстотерпца Николая II
15 августа 2016 года. Координатор группы «Межнациональный диалог» Экспертного центра ВРНС Александр Посадский: Неолиберализм и экологизм. Развернутые тезисы доклада на Соборных слушаниях ВРНС по теме «Экономика в условиях глобализации. Национальный взгляд».
|
Современный неолиберализм навязывает определенную картину экономического пространства. Оно видится
Очерченный образ экономического пространства несовместим с христианским мировидением, где человек воспринимает себя хозяином космоса, будучи образом и подобием Личного Творца. Христианство осуществило деанимизацию мира. Оно освободило человека и разблокировало космос от власти анонимных сил природы, указав на домостроительную перспективу экономической жизни. Христианская экономическая вселенная — олицетворенная, человекоразмерная, антропоморфная. Христианский хозяйственный космос — окультуренный, возделанный человеком. Этот космос является
Исторически христианство относилось к развитию науки и техники с доверием и надеждой. Отрицая мессианские трактовки образа технически и научно оснащенного человека, оно видело созидательные возможности
В настоящее время вызывает недоумение, высказываемое среди ряда представителей экспертной среды, отождествление христианского взгляда на мир с экологистской (или энвайроменталистской) позицией, да еще облекающейся в формы экосоциализма и неаргументировано подаваемой в качестве альтернативы неолиберализму.
Экологизм — органическая составляющая неолиберального проекта. Справедливо говорить о неолиберальном энвайроментализме (или экологизме). Экологизм и неолиберализм одинаково негативно относятся к образу человека как суверенной персоны, свободно действующей в мироздании. Обе идеологии склонны расщеплять личность в анонимных реалиях. Им свойственно видеть «комфортное» существование человека под игом деперсонализированных процессов.
Обе идеологии воспроизводят черты архаического мифологического мышления. Они подчиняют человека безличным силам, которые наделяются способностями к «мудрой саморегуляции» и оказываются в состоянии «исцелять» человека. Экологисты присваивают высшую ценность трансперсональной природе. При этом ее ценность безмерно превышает ценность личности. В неолиберализме судьбу человека регулируют безликие рыночные механизмы. Они определяют весь спектр человеческих действий, выступая «достаточным основанием» в том числе и нравственных правил. Анонимные рыночные порядки, как и трансперсональный «зов Земли» функционируют по собственным внутренним принципам, не могущим быть до конца познанными человеческим разумом. Причем эти принципы явно расходятся с традиционными
Обе идеологии опираются на сходные антропологические постулаты, сформированные под сильнейшим влиянием постмодернизма, провозглашающего «смерть субъекта». «Высшим благом» в экологизме и неолиберализме выступает освобождение, эмансипация примитивных инстинктов, призванных играть в жизни человека решающую роль. Идентификацию с несублимированными инстинктами провозглашают отнюдь не только сторонники соединения с «принципом Геи». Неолиберализм производит последовательное отождествление сущности личности со слепыми экономическими инстинктами, рационально неконтролируемой «волей к потреблению». «Эрос Земли» органически дополняется «эросом потребления», а отнюдь не противостоит ему. Биоцентрическая антропология экологизма, как и социальная биология неолиберализма принципиально игнорируют образ самоуправляющейся посредством традиционной духовности и разума личности, непрерывно совершенствующейся через
У экологизма и неолиберализма равно вызывают недоверие классическое понимание рациональности и
Обе идеологии характеризуются революционным пафосом, поощряя манипулятивное отношение к человеческой природе и разрушительное экспериментирование с ней.
Неолиберальная и экологистская «терапии» человеческой природы открывают пути для триумфального шествия бессознательных архаических импульсов и влечений. Они зиждутся на описании преображения человеческих инстинктов как их «репрессивного подавления». Все это, в свою очередь, оборачивается поощрением конформистского отношения к реальности, эгоистического приспособления к ней. Человечество, скованное
Практическое воплощение принципов экологизма и неолиберализма оборачивается зеленой и рыночной мизантропией. Внедрение обеих идеологических систем равно создает благоприятные возможности для инструментализации человека и блокирования развития больших субъектов — созданных народами государств и экономик. Неолиберализм и экологизм рассматривают спонтанно слагающиеся рыночные и природные порядки как безупречные по сравнению с рационально и искусственно созданными. Вмешательство в их среду, улучшение и творческое изменение объявляется недопустимым. Тем самым перекрываются пути творческого совершенствования мироздания, модернизационного движения общества,
Экономическое и экологическое домостроительство осуществимо в обществе, не утратившем представлений о субъектном характере человеческой деятельности. Речь идет о
1.Лука (