Учебно-методический центр
МЕМОРАНДУМ О СОРАБОТНИЧЕСТВЕ. К стратегии обретения традиционного консенсуса (взаимодействие общественных институтов и государства в структуре российского политического процесса).

 

МЕМОРАНДУМ О СОРАБОТНИЧЕСТВЕ

 

К стратегии обретения традиционного консенсуса (взаимодействие общественных институтов и государства в структуре российского политического процесса).

 

Казачество всегда было оплотом православной веры,
традиционных ценностей России,духовной безопасности Отечества,
источником общественно-государственного единства нашей Родины

 

архимандрит Гавриил (Коневиченко)

 

Развитие России на современном этапе немыслимо без глубоко продуманных, детально разработанных, созидательных проектов общественно-государственного строительства. Искусственно организуемые зоны управляемого хаоса приблизились к границам страны. Против России развязана агрессивная информационная война, имеющая целью активизацию деструктивных сил, направляемых на разрушение общественно-государственного единства, формирование очагов напряженности и конфликтов. В этой связи резко возрастает значение общественного проектирования, сосредоточенного на стабилизации социально-политической жизни, придании устойчивого характера общественно-государственным отношениям, общественно-государственной консолидации, повышении уровня управляемости обществом, понижении уровня угроз его развитию.

 

Подчеркнём, методологические основания общественного проектирования требуют видение общественной, государственной и духовной жизни в их неразрывной связи, признания, что в социально-государственной жизни человек является субъектом духовных ценностей и культурных традиций.

 

Современную теорию общественного проектирования целесообразно развивать на базе отечественной интеллектуальной мысли в органической связи с ценностной системой Российской цивилизации.

 

Социальное проектирование является органической составляющей и фактором развития российского цивилизационного процесса. Оно представляет собой созидательную творческую деятельность, имеющую целью обретение общественно-государственного консенсуса, межнационального и межконфессионального мира, гражданского согласия на основании исторически сформированных традиционных ценностей Российской цивилизации. Социальное проектирование определимо как пакет современных обществосберегающих и государствосберегающих программ, содействующих стабильному поступательному общественно-политическому развитию без революций и необратимых катастроф.

 

Исходя из теории и практик общественного проектирования, поступательное стабильное развитие может быть обеспечено, прежде всего, гармоничным взаимодействием государства и общества. В этой связи чрезвычайно важной задачей становится поиск эффективных путей достижения общественно-политического согласия, созидательного развития общественно-государственных отношений, повышения устойчивости взаимодействия всех структур государства и общества.

 

Общественно-политическая жизнь формируется на базе разделяемых общих норм и ценностей. Именно достигнутый консенсус относительно ценностей и основанных на них образов жизни обеспечивает социальный порядок и политическую стабильность. Социальный порядок гарантируется преимущественно мягкой силой нормативного контроля. Нормативное утверждение социального порядка означает, что граждане признают ценности как свои собственные, разделяют и верят в них, а не принимают их исключительно по мотивам внешнего принуждения. Конечно, социальный порядок формируется при помощи государственного участия. Тем не менее, государство зависимо от утверждаемого в обществе согласия относительно ценностей и образов жизни, выступая его проводником.

 

Общественно-государственное единство, устойчивый социально-политический порядок могут быть рассмотрены как результат распространения на многообразные сферы общественно-политической жизни ценностного консенсуса.

 

Именно традиционно окрашенный ценностно-нормативный консенсус, традиционно понятое общее благо является основанием устойчивого общественно-государственного развития. Традиционный консенсус – достигнутое в прошлом и воспроизводимое в настоящем согласие касательно основополагающих для данного сообщества ценностей (веры, духовности, семьи, патриотизма и др.), обеспечивающее его консолидацию и непрерывность развития.

 
Традиционный консенсус произрастает из исторически сформировавшихся стержневых ценностей сообществ. Он есть воспроизводство согласия касательно стратегической роли традиционных ценностей в общественно-государственной жизни.

 

Необходимо подчеркнуть значимость системного воссоздания традиционного консенсуса. Традиционный консенсус не есть нечто обретенное в прошлом и навсегда застывшее. В общественно-государственной жизни требуется его систематическое отображение. Он не реализуется автоматически, не есть некая данность, не требующая усилий для поддержания. Ошибочно переоценивать инерционное влияние традиций и ценностей. Последние обладают мощью только при условии их систематического и творческого воссозидания. Они не продлеваются инерционно. Традиционный консенсус – сложнейший духовный продукт, требующий системного воссоздания.

 

Поскольку традиционный консенсус творится в общественной ткани, то вполне очевидно, что его инициативными носителями выступают активные общественные силы. Они выступают пространством производства устойчивого ценностного согласия, при опоре на которое осуществляется собственно государственное «господство», являются пространством средоточия нравственно-нормативного авторитета, выступающего основой государственного развития.

 

Говоря о том, что государство немыслимо без общественных сил как своей непосредственной основы, поскольку именно из их ценностного мира оно черпает стратегические принципы развития, конечно, имеется ввиду определенная модель общественной жизни. Созидательно настроенные солидарные общности, вырастающие из истинного патриотизма и традиционных ценностей, способствующие нравственному обогащению личности выступают опор​ными составляющими государства. Речь идет об обществе духовно ответственных граждан, морального долга и этики служения.

 

Оптимальный путь воспроизводства традиционного консенсуса достигается через гармоничное стратегическое сотрудничество общественных сил и государства, когда свободные гражданские инициативы, творчество снизу гармонично восполняется и подхватывается творческой работой сверху, поддерживается государственной мощью. Синергетическое взаимодействие общественных сил и власти приводит к их взаимному усилению, укреплению общественно-государственного единства, предельно результативному воспроизведению традиционного консенсуса.

Несомненно, жизнестойкость многонародной и многоконфессиональной России как целостного цивилизационного образования обусловлена прочным исторически выработанным традиционным консенсусом.

 

В России гражданское общество исторически складывалось под определяющим воздействием традиционного духовно-ценностного фактора, на основании высоких нравственных принципов, патриотизма и солидарности. Благодаря ярко выраженной духовно-ценностной доминанты силы гражданского общества притязали на то, чтобы быть хранителями и выразителями цивилизационной идентичности страны. Глубоко ощущая свою ответственность за судьбу Родины, они воспринимали себя в качестве опоры государственной жизни.

 

Специфика развития общественных сил России состояла в их тесном и интенсивном взаимодействии с государственной властью. Совершенно верно определяли такую модель общественно-государственных отношений теоретики российского консерватизма, используя понятие «сочетанного управления» (соработничества). Согласно указанной модели, между государством и обществом устанавливается глубинное взаимодействие, воспроизводящее традиционный консенсус.

 

Очевидно, изложенное понимание традиционного консенсуса, подчеркивание пагубности его разрушения, исходит из видения духовной безопасности как важнейшей составляющей системы национальной безопасности, ее определяющего стратегического элемента, опорного по отношению к ее различным аспектам.

 

Безопасное состояние общества – состояние защищенности его духовной сферы. Оно подразумевает, что базовые ценности жизнеспособны, надежно защищены и обладают высоким интегративным потенциалом. Оно предполагает защищенность духовных ценностей, создающую возможность их творческого приумножения и распространения. При этом обеспечение духовной безопасности имеет государственно-институциональное и гражданско-институциональное измерение. Выстраивание эффективной целостной системы обеспечения духовной безопасности подразумевает стратегическое партнерство институтов гражданского общества и государственных учреждений.

 

В связи с особым значением воспроизводства традиционного консенсуса видится целесообразным оказать государственное содействие общественным проектам, доказавшим свою результативность в вопросах его формирования, способным выступать модельными в данной сфере. К таким проектам безусловно относится интенсивная общественная работа развернутая вокруг храма Тихвинской иконы Божией Матери города Сестрорецка, настоятелем которого является архимандрит Гавриил (Коневиченко) (духовник казачьей общины  «Невская Сечь» и др. казачьих общин, руководитель Духовно-просветительского центра при храме Тихвинской иконы Божией Матери города Сестрорецка, член постоянной комиссии по работе с общественными объединениями казаков совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, войсковой священник Ставропольского казачьего войска Союза казаков России, действительный член Международной Академии Наук Экологии и Безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ), действительный член Российской Академии Естественных наук (РАЕН), лауреат Национальной премии Петра Великогоучредитель именной премии  «Золотой дирижер» в области культуры и искусства, почетный житель города Сестрорецка, ветеран труда). Речь идет о проектном ресурсе общероссийского масштаба, опыте жизнестроительства, имеющем общероссийское значение.

 

Функции интеллектуального центра по отношению к проектной деятельности здесь выполняет Духовно-просветительский центр при храме Тихвинской иконы Божией Матери города Сестрорецка (заместитель руководителя центра — известный общественный и государственный деятель А.А. Ваймер), где добровольными соработниками выступают видные ученые и общественные деятели. Поэтому многие проекты фигурируют именно как проекты Духовно-просветительского центра. Среди них:

 

Региональный фонд возрождения русских культурных традиций, оздоровления экологии, повышения физической культуры населения «Берега». Фонд финансирует программы по формированию экологической грамотности населения, бережного отношения к природе, благоустройству города Сестрорецка, программы организаций, возрождающих народные традиции, ремесла и промыслы, программы по распространению здорового образа жизни, проведению оздоровительных и спортивных мероприятий, спортивные и музыкальные фестивали, программы в области образования. Подчеркнем, экологическая культура рассматривается руководством фонда как проистекающая из традиционных ценностей Российской цивилизации. Сегодня фонд реализует гуманитарную миссию в зоне СВО.

Библиотека Духовно-просветительского центра — организация просветительской направленности, ставящая своей основной целью приобщение широких масс населения к традиционным ценностям Российской цивилизации. На сегодняшний день в хранилище библиотеки более 33 тысяч единиц хранения. Библиотека официально зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ.

Продюсерский центр, благодаря которого системно выпускаются альбомы с казачьими песнями, системно издаются книги, альманахи, альбомы, газеты (например газеты «Берега» и «Общество и экология») и журналы.

При Духовно-просветительском центре работает казачья школапрограмму которой утвердил верховный атаман Союза казаков России Александр Гаврилович Мартынов.

Некоммерческое партнерство  «XL-спорт» ведет активную работу, направленную на пропаганду здорового образа жизни. При непосредственном участии некоммерческого партнерства «XL-спорт» было создано несколько спортивных школ. Партнерство проводит мероприятия, приуроченные к государственным праздникам и событиям истории страны.

Студия при Духовно-просветительском центре Сестрорецка работает в Курортном районе уже 14 лет. Сегодня в архиве студии сотни фильмов, рассказывающих о духовной жизни, казачестве, истории России, сохранении семейных ценностей. Начиная с января 2017 года, телеканал «Союз» показал уже около 80 документальных фильмов, которые были созданы студией. Местный телеканал «Залив ТВ» показал более 300 фильмов.

Общественно-научный альманах «Метапарадигма», объединяющий российских ученых, отстаивающих традиционные ценности.

Духовно-просветительский центр Сестрорецка стал инициатором создания «Христианского экологического движения», представители которого инициировали очистные работы, направленные на возрождение зоны экологического благополучия на озере Сестрорецкий Разлив. Среди программ движения – проведение Всероссийского Казачьего Экологического Форума. Представители движения системно проводят экологические субботники.

 

На территории Духовно-просветительского центра функционирует «Союз казачьих журналистов Санкт-Петербурга» (председатель известный общественный деятель Сергей Анатольевич Лисовский, главный редактор газеты «Общество и экология)

 

Духовно-просветительский центр при Храме Тихвинской иконы Божией Матери города Сестрорецка – важный очаг по работе с казачеством России как общественной и государственной силой, исторически осуществляющей жизнестроение на основе традиционных духовно-нравственных ценностей Российской цивилизации. Подчеркнем, казачество как общественная и государственная сила выступала и выступает хранителем традиционных ценностей, оплотом гуманитарного суверенитета страны. Сотрудники Духовно-просветительского центра полагают, что казачество выразило присущую Российской цивилизации модель общественно-государственного соработничества. Созидая общественную и государственную жизнь страны, оно отобразило общественно-государственное единство, неразрывность общественных и государственных задач, синергетическое взаимодействие, стратегическую кооперацию общества и государства, обозначило стандарты общественно-государственной жизни как высокую степень общественно-государственной консолидации. С их позиции, сегодня как никогда востребован явленный в казачестве образец гражданской жизни. Речь идет о ценностно-насыщенной идее гражданства, предполагающей ответственность за судьбу Родины, патриотическую солидарность, укорененность в традициях. Проверенные временем, выработанные в сложных условиях отстаивания суверенитета страны образы жизни, ценности и идеалы казачества крайне актуальны сейчас, когда осуществляются попытки разрушения гуманитарного суверенитета нашей страны.

 

В 2005 году атаманом Курортного отдела СКВ (Ставропольское казачье войско) Игорем Коневиченко (ныне – архимандрит Гавриил) была создана общественная организация возрождения культурных традиций и обычаев казачества  «Петербургская станица». Благодаря активной работе членов «Петербургской станицы» в Сестрорецке реализован ряд социально значимых программ. Организация плодотворно взаимодействует с органами государственной власти и местного самоуправления, с общественными объединениями и некоммерческими организациями, уделяет большое внимание патриотическому воспитанию молодежи. Среди уникальных проектов, которые были реализованы в Санкт-Петербурге, стоит отметить эффективное сотрудничество с органами внутренних дел и муниципалитетами по обеспечению безопасности. «Петербургская станица» входит в Курортный отдел Ставропольского казачьего войска по отношению к которому Духовно-просветительский центр также выполняет функцию интеллектуально-проектного штаба. Таким же образом Духовно-просветительский центр взаимодействует с казачьей общиной «Невская сечь», которая была создана 12 сентября 2013 года, в день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского. В объединенную казачью общину «Невская Сечь» входят представители Ставропольского, Кубанского, Иркутского казачьих войск, Северо-Донского казачьего войска города Новохоперска, казачьего войска станицы Никольская Санкт-Петербурга, Петербургской станицы города Сестрорецка и другие. Казачья община «Невская Сечь» объединяет представителей реестрового и нереестрового казачества.

 
Общероссийское общественное казачье движение 
«Конвой Памяти Государя Императора Николая II», имеющее 25 подразделений в России (Хоперский, Иркутский, Самарский, Тобольский, Карельский, Белгородский, Кубанский, Сочинский, Крымский, Благовещенский, Ставропольский, Дивеевский, Тульский, Посольский отдел в Республике Абхазия, Апшеронский, Годуновский в Подмосковье, Посольский отдел Балтийско-Скандинавского Зарубежья, Камчатский, Петрозаводский, Отдел при Войсковой Православной Миссии, Орловский, Балтийский в Калининграде, Боевой отдел в зоне СВО, Подразделение Почетных Конвойцев, а также Батальон Цесаревича Алексия, принимающий участие в СВО) является структурным подразделением объединенной казачьей общины «Невская Сечь». При казачьей общине «Невская сечь» работает подразделение Экологической полиции, возглавляемое Сергеем Анатольевичем Лисовским, главным редактором газеты «Общество и Экология», председателем «Союза казачьих журналистов Санкт-Петербурга». Сергей Анатольевич Лисовский возглавляет «Союз донбассовцев Санкт-Петербурга и Ленинградской области», который стратегически взаимодействует с казачьими организациями города Сестрорецка. Названные казачьи организации зарекомендовали себя патриотическими силами гражданского общества плодотворно сотрудничающими с государством, воплощающими стратегическую модель общественно-государственного соработничества на базе российских традиционных ценностей.

 

Архимандрит Гавриил (Коневиченко) стал инициатором создания Совета почетных жителей города Сестрорецка, зарекомендовавшего себя эффективной работой в сфере местного самоуправления.

 

Совокупность проектов, реализуемых на основе работы и при и поддержке Духовно-просветительского центра при храме Тихвинской иконы Божией Матери города Сестрорецка объединены следующими целями:

 

содействовать разработке и воплощению стратегии общественно-государственного единства, исходя из исторически сформированных стержневых ценностей Российской цивилизации; способствовать формированию традиционного консенсуса – общественно-государственного согласия касательно признания исторически вызревших традиционных российских ценностей источником непрерывного стабильного и суверенного развития страны

содействовать углублению духовно-исторических основ российского патриотизма, вырабатыванию его ценностно-насыщенных, духовно-высоких форм и тем самым повышению престижа российской государственности

способствовать углублению сотрудничества общественных сил, власти и традиционных конфессий в деле нравственного оздоровления общественной жизни, в деле формирования патриотической солидарности

содействовать развитию патриотического гражданского общества в качестве опоры государственного развития страны

содействовать укреплению межнационального и межконфессионального мира в России

 

Меморандум составлен под редакцией полковника СКР, члена казачьей общины «Невская Сечь», профессора Александра Посадского