Совет Почетных жителей Сестрорецка
1 ноября 2019 года, к Дню народного единства и к Дню Казанской иконы Божией Матери в выставочном павильоне «Спасская башня», что на Привокзальной площади у Духовно-просветительского центра появилась новая инсталляция

 

 

 

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве — скульптурный монумент, который посвящен предводителям Второго народного ополчения 1612 года, окончанию Смутного времени и изгнанию интервентов из России.

 

Это первый крупный скульптурный памятник, открытый в столице Российской Империи. Он был открыт в 1818 году. Сегодня это памятник, к которому в День народного единства возлагают цветы.

  

История создания памятника

 

Памятник создавался на народные средства. В январе 1809 года была объявлена всенародная подписка, для чего по всей России были разосланы гравюры проекта памятника Ивана Мартоса.

 

По распоряжению Александра I монумент должны были установить в Нижнем Новгороде, однако Мартос считал, что памятник должен стоять в Москве, где происходили основные события второго народного ополчения, и добился разрешения на установку в столице.

 

Отметим, что гранитные блоки для постамента были изготовлены петербургским камнетёсом Самсоном Сухановым. Их производство велось в Выборгской губернии, недалеко от деревни Киркопеле.

 

Уникальной была и отливка памятника которая велась в Петербурге. Как писал журнал «Вестник Европы», Василий Екимов одним из первых стал отливать фигуры полностью, а не частями. Это был многоэтапный и очень непростой технологический процесс.

 

Сначала восковые фигуры 45 раз обмазывались жидкой смесью из толченого кирпича и пива, постоянно просушиваясь опахалами из перьев, а затем внутренность фигур заполнялась составом из алебастра и толчёного кирпича — калидра. В течение месяца 16 заранее установленных печей вытапливали воск, одновременно 1100 пудов меди с 10 пудами олова и 60 пудами цинка плавились в нескольких печах на протяжении 10 часов. Наконец 5 августа 1816 года произошла отливка, занявшая всего 9 минут. Впервые в России сложная композиция, состоящая из двух фигур, была отлита за один раз, кроме меча, шлема и щита.

 

Когда все работы были завершены, монумент из Петербурга в Москву 21 мая 1817 года отправили водным путем. Когда памятник достиг по Волге Нижнего Новгорода, его встретили огромные толпы людей, желающих увидеть памятник спасителям России. Далее путь шел по Оке до Коломны и завершился на Москве-реке у стен Кремля 2 сентября 1817 года.

 

 

Символ решительной борьбы с захватчиками

 

Памятник был установлен посередине Красной площади лицом к Кремлю. Монумент окружили четырьмя фонарями, а слева стояла будка с охранявшим его гренадером.

 

Торжественное открытие состоялось 20 февраля 1818 года. В начале мероприятия была исполнена оратория Степана Дегтярёва «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы», написанная им в 1811 году.

 

В открытии участвовали все члены императорской семьи во главе с императором Александром I. Кремлёвские стены и башни вместе с крышами прилегающих зданий были заполнены людьми.

 

И это неудивительно. Ведь памятник был установлен через несколько лет после изгнания войск Наполеона из Москвы и победы России в Отечественной войне. Установка такого памятника рядом с Кремлем имела большое патриотическое значение.

 

Главная фигура монумента — Кузьма Минин. Его поднятая вверх рука указывает всему народу на Москву, призывая защитить ее от чужеземного ига. Дмитрий Пожарский изображен сидящим. Он еще не оправился от ранения, но уже готов собирать войско и идти на Москву.

 

Важную роль играет меч. Он объединяет фигуры героев, выражает их единство и готовность вести войско на борьбу с захватчиками.

 

Первоначально памятник был установлен перед Верхними торговыми рядами (позже переименованными в ГУМ). Однако в 1931 году он был перенесен к Покровскому собору (более известный как храм Василия Блаженного) в связи со строительством Мавзолея Ленина.

 

Решение о сохранении памятника принял лично Иосиф Сталин. И именно это расположение памятника перед Покровским собором является одним из главных символов современной столицы России.

 

 

О Соборе Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного)

 

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву — один из самых значимых памятников древнерусской архитектуры XVI в. Собор был возведен в 1555–1561 гг. по велению царя Ивана Грозного в честь покорения Казанского царства.

 

Иван Грозный, молясь перед началом военного похода, дал обет Богу построить храм, который прежде не видела Русь, в случае своей победы. Царь был суровым и беспощадным, но оставался глубоко верующим человеком.

 

Центральная церковь освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Четыре церкви — Трех Патриархов Константинопольских, Киприана и Иустины, Александра Свирского и Григория Армянского — освящены во имя святых, в день памяти которых произошли важные события похода. В программе посвящений церквей собора нашли отражение и другие важные события русской духовной жизни второй половины XVI в.: явление в вятских землях нового образа Николая Чудотворца, прославление преподобных Варлаама Хутынского и Александра Свирского. Восточная церковь посвящена основному догмату христианской веры — Святой Троице. Западная церковь Входа Господня в Иерусалим связывает собор с образом Небесного Града.

 

Покровский собор обладает уникальными настенными росписями, внушительной коллекцией древнерусской иконописи и шедевров церковно-прикладного искусства. Уникален ансамбль десяти церквей с полными иконостасами, интерьеры которых отражают четырехвековую историю храма. Подобного храма до сих пор не существует в России. У каждого храма есть свой вход и освещение, тем не менее собор является единым зданием.

 

В 1558 году к Покровскому собору пристроили нижнюю церковь над захоронением московского чудотворца — Василия Блаженного. Чтобы пристроить этот храм, строители разобрали часть первоначального собора.

 

В XVIII-XIX в.в. в храме Василия Блаженного регулярно совершались богослужения. Как правило, их совершали в пристройке — храме, построенном в честь святого Василия Блаженного, потому что остальные храмы были холодными. Именно поэтому в народе прижилось название — храм Василия Блаженного.

 

А приставка «на Рву» связана с тем, что через всю площадь, названную впоследствии Красной, вдоль кремлевской стены c XIV века шел глубокий и широкий оборонительный ров, который был засыпан в 1813 году.

 

Богослужения в храме продолжались вплоть до начала XX в. Последним настоятелем стал отец Иоанн Восторгов, ныне причисленный к лику святых в сонме новомучеников и исповедников. Его расстреляли за миссионерскую деятельность.

 

В 1918 г. Покровский собор одним из первых был взят государством под охрану как памятник национального и мирового значения. С 21 мая 1923 года он открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. При этом до 1929 года в церкви Св. Василия Блаженного проводились богослужения.

 

В 1928 г. Покровский собор стал филиалом Государственного исторического музея и является им и поныне.

 

В 1990-м году Покровский собор был включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России. После длительного перерыва в церкви Покрова Пресвятой Богородицы возобновили богослужения. В следующем году собор был утвержден в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской православной церкви.

 

В 1997 году в церкви Василия Блаженного, закрытой с конца 1920-х гг., завершилась реставрация интерьера, монументальной и станковой живописи. Церковь введена в экспозицию Покровского собора, и в ней возобновлены богослужения.

 

 

Смутное время и изгнание иноземцев

 

В 1612 году нижегородский купец Кузьма Минин призвал создать народное ополчение и изгнать иноземцев из Москвы. Главным воеводой он предложил назначить нижегородского князя Дмитрия Пожарского.

 

Под Нижним Новгородом было собрано огромное войско, для которого люди приносили одежду, оружие и деньги. Под руководством этих патриотов народное ополчение с иконой Казанской Божией матери направилось в Москву и 4 ноября 1612 года был штурмом взят Китай-город и иноземцы были изгнаны из столицы.

 

Это краткое содержание событий. Но кое-что стоит пояснить. В 1606 году митрополит Казанский Гермонет стал Патриархом Московским и всея Руси. Именно он сыграл особую роль в преодолении Смуты. Именно он для народа стал главой патриотического движения.

 

Патриарх Гермоген благословил первое народное ополчение, призванное освободить Москву от польско-литовской оккупации. В войска первого ополчения протопоп Благовещенского собора Казани привез список Казанской иконы Божией матери. Но воины встретили его без должного почтения. Первое ополчение потерпело неудачу, распавшись после убийства его главы.

 

В 1611 году патриарх Гермоген направил в Нижний Новгород и Казанскому митрополиту Ефрему грамоту с призывом твердо стоять «за Пречистый дом, за чудотворцев и за веру». Эта грамота стала мощным импульсом для создания второго ополчения.

 

Когда рать Дмитрия Пожарского прибыла из Нижнего Новгорода в Ярославль, они встретили там протопопа Казанского Благовещенского собора, который вместе с иконой Казанской Божией Матери ожидал возможности сплавиться вниз по волге в Казань. И ополченцы «пожелали иметь икону с собою». Так Казанская икона отправилась в Москву.

 

22 августа 1612 года состоялось решающее сражение второго ополчения с войсками гетмана Ходкевича, которое закончилось победой русских войск, несмотря на то что противник серьезно превосходил ополченцев по численности.

 

Руководители Второго ополчения истолковали явление иконы под Новодевичьем монастырём как-то     чудо, благодаря которому Новодевичий монастырь был взят и освобождён от части гарнизона польско-литовских войск. И затем она действительно сопровождала Второе ополчение. Именно эта победа предопределила падение польско-литовского гарнизона Кремля, который сдался через 2 месяца. А 27 октября народное ополчение торжественно вступили в Кремль.

 

По инициативе князя Пожарского в Москве было установлено местное празднование иконе 22 октября.

 

Поэтому в коллаже, который сегодня представлен к Дню народного единства в Сестрорецке, Казанская икона стала частью композиции, связанной с освобождение Москвы от иноземцев.