Илья Пивник считает, что иконы, сошедшие с конвейера, лишены духовной составляющей. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Иконы в России всегда были неотъемлемым атрибутом жизни, отражающим духовную потребность народа. Но если раньше к писанию икон допускались только посвященные люди (как правило, мужчины), то условия современного иконотворчества намного свободнее. Как нащупать тонкую грань между массовым производством и созданием иконы как уникального предмета? На этот и другие вопросы корреспондента «СПб ведомостей» отвечает православный художник-иконописец Илья ПИВНИК, посвятивший более 25 лет восстановлению храмов Петербурга и его окрестностей, в том числе Старой Ладоги.
- Илья Иосифович, как можно сегодня охарактеризовать рынок производства икон в России?
- Надо различать производство в чистом виде - промышленный поток - и создание икон. То есть собственно иконопись. Промышленный выпуск икон в России в какой-то степени монополизирован художественно-производственным предприятием Русской православной церкви «Софрино» в Подмосковье. Это крупнейший в мире производитель предметов церковного обихода, не имеющий аналогов ни в нашей стране, ни за рубежом.
Ассортимент выпускаемой им продукции насчитывает несколько десятков тысяч наименований. Отдельный поток так называемых сувенирных икон для уличных ларьков идет к нам из Китая. Есть артели по производству икон для российского рынка и в Греции, где также работают китаянки и по тому же принципу разделения труда: одна пишет пальчики, другая глаза... Одна работает только красной краской, другая - только синей, чтобы не тратить время на промывку кисточек.
Если говорить о Петербурге, то у нас созданием икон занимаются камерные иконописные мастерские под руководством профессиональных мастеров. В группы художники объединяются только в случае наличия большого заказа. К примеру, когда мы выполняли заказ для храма Тихвинской иконы Божией Матери в Сестрорецке, в мастерской работали семь человек. Кооперация в данном случае необходима, чтобы успеть выполнить работу в срок и для соблюдения единообразия.
- Каковы особенности современного «серийного» производства икон?
- Наверное, это автоматизация исполнения. Огромное влияние на рынок иконотворчества оказывает распространение высокотехнологичного оборудования, в том числе печатного. Благодаря ему качество печати улучшается в разы. Сегодня можно заказать иконы, выполненные фотоспособом на холсте, фотобумаге, пластике, дереве, стекле. В результате иконостасы все чаще оформляются не рукописными иконами, а печатными постерами.
Некоторые священнослужители оправдывают такой выбор тем, что это временно и, как только у прихода появятся деньги, будут заказаны полноценные рукописные иконы. Впрочем, во многих современных храмах оформление печатными иконами и вовсе считается нормой, отражающей наше время. Кроме того, сложилось отдельное направление в создании икон - это сувенирные иконы, которые изготавливаются по упрощенной технологии.
- Из чего складывается себестоимость рукописной иконы?
- Затраты на материалы для иконы составляют 20% от ее себестоимости. Остальные 80% - это ручной труд и время художника. На стоимость иконы влияют ее размер, сюжетная нагрузка, включающая количество ликов и мелких деталей, декоративное оформление - наличие золота, чеканки, качество красок. Сегодня есть возможность работать как с импортными, так и с отечественными красками. Некоторые европейские материалы дороже, китайские дешевле, но можно приобрести дорогие итальянские краски, которые на поверку окажутся китайскими. Так что все проверяется опытным путем. Верить этикеткам, где указывается производитель, сейчас не стоит, тем более что зачастую они и вовсе отсутствуют.
Что касается времени, то за один вечер написать икону невозможно. Что-то простое можно создать недели за две. Но в среднем икона пишется в пределах двух месяцев.
- Из чего состоит технологический процесс создания иконы?
- Изначально он был очень сложным, но сейчас благодаря современным материалам и оборудованию значительно упростился. Если раньше весь подготовительный производственный цикл иконописцы производили вручную - готовили деревянные основы (сушили их, распиливали, склеивали, шлифовали), то сегодня есть возможность приобретать уже готовые иконные доски на предприятиях, оснащенных автоматизированными сушильными камерами.
Как правило, основы для иконы изготавливаются из липы. Чтобы доска со временем не выгибалась, с обратной стороны вставляют шпонки, которые делаются из более твердого дерева. Для лучшего сохранения живописи на основу наклеивают ткань и накладывают грунт.
В каноническом иконописании грунтовая основа имеет белый цвет и называется левкасом, который состоит из нескольких слоев специального состава на основе мела и клея. Каждый слой тщательно просушивается при определенном температурном режиме, а его верхняя часть шлифуется. Затем в зависимости от заказа на основу наносится позолота. И только потом приходит черед основной работы красками.
Некоторые иконописцы и сегодня работают по старинным технологиям, используют натуральные краски, изготавливая их вручную из натурального пигмента на основе яйца. Они дают естественный цвет, чего не могут передать современные химические краски, хотя последние удобны в использовании и не подвергаются порче. В некоторых случаях по левкасу делают чеканку - красивые орнаменты, которые иногда раскрашиваются под эмаль. Последний слой из олифы и лака - защитный. На крупных производствах для каждого этапа есть отдельно оборудованный цех.
- Чем определяется качество иконы?
- Если мы обратимся к истории иконописи, то увидим, что с богословской точки зрения древние иконы написаны более простыми методами. Некоторым современным заказчикам такие иконы кажутся грубыми. Главный критерий качества, которым современный потребитель меряет иконы, - технологическая сложность. Люди считают, что икона должна быть напичкана деталями и орнаментами. Ну и, конечно, чтобы золота больше, чтобы блестела ярче.
Но истинная ценность иконы не в блеске, а в ее духовной составляющей, которую нельзя увидеть, а можно только почувствовать. Икона должна быть живой, а этого могут добиться редкие мастера. Думаю, не надо объяснять, что иконы, сошедшие с конвейера современных промышленных предприятий, тем более китайских, этого лишены.
- Создание икон подразумевает благословение?
- В идеале как на создание, так и на производство икон должно быть благословение церкви. Более того, иконописец должен вести соответствующий образ жизни: соблюдать посты, посещать богослужения, причащаться. Правда, в условиях рыночной экономики этот нюанс, особенно если речь идет о бизнесе, мало кого волнует.
- Насколько корректно сопоставлять иконопись и бизнес?
- Мне довелось жить и работать в переломную эпоху перехода от социализма к рыночной экономике. До перестройки творческие люди в продажах не участвовали. Многие художники зарабатывали на жизнь, работая, к примеру, кочегарами, сутки через трое, ради того чтобы иметь возможность свободно творить.
Когда я начал писать иконы, стала набирать обороты рыночная экономика. Пришлось думать, как реализовывать свое творчество. Многие церковные служители как тогда, так и сейчас считают, что работа для церкви должна быть безвозмездной, во славу Божию. Безусловно, в идеале иконописец должен быть освобожден от денег, работая по принципу: сколько тебе дали за работу, за столько и спасибо. Поэтому элемент торга всегда смущает, да и приличную сумму зачастую стесняешься назвать. С этой точки зрения иконопись нельзя считать бизнесом, но, к сожалению, даже иконописцу надо на что-то жить.
По оценкам специалистов, в современном Петербурге работает около 40 средних и небольших иконописных мастерских, в которых налажено мелкосерийное производство.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте