- О СОБОРЕ
- / НОВОСТИ
- / АНАЛИТИКА
- / ОБЩЕСТВО
- / КУЛЬТУРА
- / ИСТОРИЯ
- / ЭКОНОМИКА
- / ТЕХНОЛОГИИ
- / ЭКСПЕРТНЫЙ ЦЕНТР
- / ДОКУМЕНТЫ
- / РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
- / КОНТАКТЫ
15.08.2016 Александр Посадский: Неолиберализм и экологизм Развернутые тезисы доклада на Соборных слушаниях ВРНС по теме «Экономика в условиях глобализации. Национальный взгляд». Современный неолиберализм навязывает определенную картину экономического пространства. Оно видится Очерченный образ экономического пространства несовместим
с христианским мировидением, где человек воспринимает себя хозяином
космоса, будучи образом и подобием Личного Творца. Христианство
осуществило деанимизацию мира. Оно освободило человека
и разблокировало космос от власти анонимных сил природы,
указав на домостроительную перспективу экономической жизни.
Христианская экономическая вселенная — олицетворенная,
человекоразмерная, антропоморфная. Христианский хозяйственный
космос — окультуренный, возделанный человеком. Этот космос является
Исторически христианство относилось к развитию науки
и техники с доверием и надеждой. Отрицая мессианские
трактовки образа технически и научно оснащенного человека, оно
видело созидательные возможности В настоящее время вызывает недоумение, высказываемое среди ряда представителей экспертной среды, отождествление христианского взгляда на мир с экологистской (или энвайроменталистской) позицией, да еще облекающейся в формы экосоциализма и неаргументировано подаваемой в качестве альтернативы неолиберализму. Экологизм — органическая составляющая неолиберального проекта. Справедливо говорить о неолиберальном энвайроментализме (или экологизме). Экологизм и неолиберализм одинаково негативно относятся к образу человека как суверенной персоны, свободно действующей в мироздании. Обе идеологии склонны расщеплять личность в анонимных реалиях. Им свойственно видеть «комфортное» существование человека под игом деперсонализированных процессов. Обе идеологии воспроизводят черты архаического мифологического
мышления. Они подчиняют человека безличным силам, которые наделяются
способностями к «мудрой саморегуляции» и оказываются
в состоянии «исцелять» человека. Экологисты присваивают высшую
ценность трансперсональной природе. При этом ее ценность безмерно
превышает ценность личности. В неолиберализме судьбу человека
регулируют безликие рыночные механизмы. Они определяют весь спектр
человеческих действий, выступая «достаточным основанием» в том
числе и нравственных правил. Анонимные рыночные порядки, как
и трансперсональный «зов Земли» функционируют по собственным
внутренним принципам, не могущим быть до конца познанными
человеческим разумом. Причем эти принципы явно расходятся
с традиционными Обе идеологии опираются на сходные антропологические постулаты,
сформированные под сильнейшим влиянием постмодернизма, провозглашающего
«смерть субъекта». «Высшим благом» в экологизме
и неолиберализме выступает освобождение, эмансипация примитивных
инстинктов, призванных играть в жизни человека решающую роль.
Идентификацию с несублимированными инстинктами провозглашают отнюдь
не только сторонники соединения с «принципом Геи».
Неолиберализм производит последовательное отождествление сущности
личности со слепыми экономическими инстинктами, рационально
неконтролируемой «волей к потреблению». «Эрос Земли» органически
дополняется «эросом потребления», а отнюдь не противостоит
ему. Биоцентрическая антропология экологизма, как и социальная
биология неолиберализма принципиально игнорируют образ самоуправляющейся
посредством традиционной духовности и разума личности, непрерывно
совершенствующейся через У экологизма и неолиберализма равно вызывают недоверие классическое понимание рациональности и Обе идеологии характеризуются революционным пафосом, поощряя манипулятивное отношение к человеческой природе и разрушительное экспериментирование с ней. Неолиберальная и экологистская «терапии» человеческой природы
открывают пути для триумфального шествия бессознательных архаических
импульсов и влечений. Они зиждутся на описании преображения
человеческих инстинктов как их «репрессивного подавления». Все это,
в свою очередь, оборачивается поощрением конформистского отношения
к реальности, эгоистического приспособления к ней.
Человечество, скованное Практическое воплощение принципов экологизма и неолиберализма
оборачивается зеленой и рыночной мизантропией. Внедрение обеих
идеологических систем равно создает благоприятные возможности для
инструментализации человека и блокирования развития больших
субъектов — созданных народами государств и экономик.
Неолиберализм и экологизм рассматривают спонтанно слагающиеся
рыночные и природные порядки как безупречные по сравнению
с рационально и искусственно созданными. Вмешательство
в их среду, улучшение и творческое изменение объявляется
недопустимым. Тем самым перекрываются пути творческого совершенствования
мироздания, модернизационного движения общества, Экономическое и экологическое домостроительство осуществимо
в обществе, не утратившем представлений о субъектном
характере человеческой деятельности. Речь идет о 1.Лука (
|
20.07.2016 Александр Щипков: «Религиозность и кризис идеологии секуляризма»
Ближайшее будущее обещает нам десятилетия национальной и религиозной регионализации, а не интеграции.
|
10.06.2016 Александр Щипков: Ещё Собор, уже не Всеправославный
Похоже, мировой кризис простёр свое влияние и на дела церковные.
|
02.04.2016 Ересь — не ругательство
Владимир Легойда о словах Патриарха, правах человека и войне.
|
09.03.2016 «Бесы» и Россия
В 2016 году исполняется 195 лет со дня рождения и 135 лет со дня
смерти великого русского писателя Ф.М. Достоевского. Очень значимые
гражданские даты.
|