Ставропольское казачье войско. Размах крыльев
Летающее войско
Для людей, не сильно посвященных в хитросплетения новейшей казачьей истории, уточним, что Ставропольское казачье войско, входящее в Союз казаков России, не реестровое. То есть обязанности по несению государственной службы на себя не принимало. Но в общественной, политической, экономической, культурной жизни страны, края и города принимает самое активное участие. Сохранение казачьей культуры, традиций, воспитание в этих традициях подрастающего поколение, сохранение и защита родной земли — это то, ради чего и возрождалось казачество, то, ради чего оно сегодня и существует.
Казачьи общества, не входящие в реестр, одно время даже на официальном уровне называли «общественными», но самим казакам такое определение не нравится. Они себя называют «вольными». Не в смысле «что хочу, то ворочу» - нет. Речь идет в первую очередь об экономической самостоятельности. Ставропольское казачье войско денег из бюджета не берет, не ждет и не имеет этого в планах.
– Сейчас уже нет необходимости доказывать, нужны мы или нет, - говорит атаман войска Дмитрий Стригунов. - Мы просто живем и делаем свое дело. А финансовая сторона... У нас есть земля, пруды, предприятия... Приватизацию мы не проспали, рабочие места сохранили... Это нам дает возможность жить и работать на своей земле, развиваться. Главное, не потерять то, что есть, не разбазарить, чтобы и дальше выполнять те задачи, которое войско перед собой ставит. А с государственными структурами у нас хорошее взаимодействие по очень многим вопросам. Например, по линии ДОСААФ. В Ставропольском отделении ДОСААФ я являюсь начальником аэроклубов в Ставрополе и Ессентуках. Естественно, наши казаки – те, которые имеют летную специальность, – инструкторами работают, наша молодежь проходит там подготовку по прыжкам с парашютом...
Дмитрий Владимирович на секунду замолкает и улыбается каким-то своим мыслям. Может быть, вспоминает о том, как мальчишкой грезил о небе, хотел летать. Только вот путь к этому оказался долгим. Вуз окончил гражданский (в военный не пропустила медкомиссия). А в армии, оставаясь на сверхсрочную, просился в летную часть, поближе к вертолетам, и был безмерно счастлив, когда ему предложили учиться на стрелка-радиста. Он был в горячих командировках в Афганистане, Эфиопии, Чечне (в самом начале первой кампании)... В 1995-м уволился в запас, но с боевыми друзьями общается, да и в Буденновском авиаполку бывает. И потом осуществил-таки атаман Стригунов свою давнюю мечту — прошел соответствующую подготовку и получил разрешение управлять винтокрылой машиной, а потом — и легким самолетом.
Весной 2017 года в поселке Тоннельном состоялось открытие многофункционального казачьего центра, где есть свой аэродром, четыре самолета, тренажеры для парашютной подготовки, стрельбище. И казаки Ставропольского войска проходят там подготовку и сборы.Площадка так и называется «Казачья». В том же году приказом атамана в войске был создан свой авиаотряд, которому присвоено имя генерала армии Петра Дейнекина.
Так что на круги и другие казачьи мероприятия казаки теперь зачастую не ездят, а летают.
– У нас единственное в России летающее войско, - с улыбкой констатирует атаман Стригунов.
Путевка в жизнь
Фестиваль «Будущее России — это мы», который проводится в селе Высоцком, стал в нашем крае новой замечательной традицией. Ведь действительно, это главное — какими вырастут наши дети. А этот фестиваль концентрирует в себе то, с чего для русского человека начинается Родина: историю, истоки, которые живут в широкой и вольной песне, в лихом вихре казачьей пляски, топоте копыт несущихся скакунов и свисте разрезающей воздух шашки... Поле у села на несколько дней превращается в станицу — с казачьими куренями, огороженными частоколом, с наблюдательными вышками... Примечательно и то, что этот праздник для казачат готовят совместно казаки ТВКО и Ставропольского казачьего войска, не делясь на реестровых и вольных, не выясняя, «кто казачее»... Слава Богу, за последние годы этих выяснений становится все меньше и меньше... Когда речь идет о будущем России, то нет важнее дела, чем воспитание в юных душах чувства Родины (любви к ней, веры в нее, сопричастности ее судьбе и гордости)...Многие дети именно в казачьих обществах путевку в жизнь получают. Жил, например, в селе Подлужном хороший мальчишка Женя Романенко. Спортом с раннего детства увлекался, в Изобильненской команде по спортивному ориентированию капитаном был, много грамот имел за спортивные успехи. И вот, когда Евгений уже учился в 11-м классе, в его школе была создана казачья организация «Сокол», и парень вместе с сестричкой Аней чуть ли не первыми в нее записались. И очень многому там научились. Благо преподаватели оказались хорошие — Евгения Владимировна и Максим Васильевич Аверкины. За несколько месяцев ребята научились виртуозно владеть шашкой, нагайкой, метать гвозди... А еще они изучали православие и историю казачества. И это так их увлекло, что Евгений решил и будущее свое связать с казачеством. Очень хотел парень поступить в казачий университет в Москве — МГУТУ имени Разумовского. Преподаватели, казаки Ставропольского казачьего войска, посоветовали обратиться за ходатайством к атаману Стригунову. Тот, конечно, ходатайство написал. И Евгений доверие оправдал. Он и в университете завоевывает спортивные награды, а однокашники уже через месяц учебы выбрали Евгения Романенко атаманом курса.
И в Шанхае они ставропольцы
Но обо всем по порядку. Китай, конечно, страна уникальная. 6 тысяч лет только «писаной» истории. Можно вспомнить еще Месопотамию, древние Рим, Египет, Грецию. Но тут уж прямо по классику: «Одних уж нет, а те далече»... А китайская цивилизация сохранилась, пережила все свои страшные времена и вновь пришла к расцвету. Но даже в этой цивилизации город Шанхай представляет собой явление особое. Одна только численность чего стоит — 24 миллиона жителей. Это как две Москвы. Не менее стремительный, чем в нашей столице, и темп жизни. Ежедневно происходит огромное количество разных событий (праздников, презентаций, открытий, годовщин и т.д.), и большинство из них сопровождается культурной программой. А они (программы) сейчас в основном составляются из народных танцев и песен, и не только китайских. Китайцы, оказывается, очень любят русские песни, казачьи песни и танцы. Профессиональные их исполнители здесь в буквальном смысле нарасхват. И гонорары очень высокие. Так ехали сюда новые танцоры и певцы охотно, приходили и ребята из других регионов, которые успели уже поработать в Китае сольно. Но название коллектив сохранил прежнее - «Стан». Вообще-то стан — это оборонительное укрепление, когда для отражения вражеской атаки казаки выставляли обозы кругом... Но наши артисты не собирались держать оборону, напротив, они открываются, несут русскую культуру в народные массы древнего Шанхая. Но название тем не менее со смыслом — в данном конкретном случае «Стан» - аббревиатура. А расшифровывается она просто - «Ставропольский ансамбль». Все ребята — граждане России, просто работающие в Шанхае, и многие из них еще до отъезда в Китай состояли в Ставропольском казачьем обществе. Так что вопрос создания там своего отдела стоял уже давно. Тем более что за время работы «Стан» стал центром притяжения не только для артистов, но и для многих-многих наших соотечественников, которых в разные годы судьба занесла в Китай. Так вот именно Влад Лысенко решил объединить их в одну казачью общину (организационно и юридически).
Вынос флага России и Знамени Победы, шествие Бессмертного полка. Это и на родной-то земле воспринимается с трепетом, а там — намного более обостренно...
Потом был великолепный концерт и вручение наград. Знак «За веру и волю» - мужская награда. А женская — медаль «Слава женщине-казачке». И здесь, в консульстве, на островке российской земли, вокруг которого «толпятся» уходящие в облака небоскребы, как-то по-особому замирало сердце, когда награжденные произносили «Служу России, казачеству и вере православной».
И двуглавый орел вернется
Генеральный консул РФ в Шанхае Алексей Евсиков потом благодарил казаков за такой вот подаренный людям праздник. Покачал головой, словно что-то обдумывая, и добавил: «А ведь на территории нашего консульства казаков с 20-х годов прошлого века не было»...
А потом стал рассказывать… История консульства (а точнее — его здания) в Шанхае интересна. Открывшись в 1896 году, оно много раз переезжало. Трудно было подобрать в городе здание, полностью отвечающее потребностям диппредставительства. Бытовала шутка, что в Шанхае уже не осталось зданий, где бы не сидел русский двуглавый орел. Потом все же решено было согласовать место, сделать индивидуальный проект и наконец построить то, что нужно. Построили. Это тот самый красивый особняк у моста через реку Сучжоу, где консульство работает и сегодня. И торжественно открыли в 1916 году. Главная заслуга в этом свершении принадлежала тогдашнему генконсулу России в Шанхае Гроссе. Когда «грянул Великий Октябрь», советское правительство объявило о закрытии консульства. Но Гроссе и не подумал прекращать работу. А ее было много. Волна эмиграции из России захлестывала не только европейские, но и китайские берега. Многократные попытки, предпринимаемые в том числе и китайскими властями, освободить помещение и территории, оставались безуспешными - во многом благодаря казакам, которые и охраняли, и защищали консульство. Но этот последний оплот бывшей Российской империи пришлось оставить после того, как власть большевиков восстановила дипломатические отношения с Китаем. Говорят, после получения этого известия казаки не щадили убранства дипломатических кабинетов. Шашками много чего порубали — от ярости, отчаяния или нежелания оставлять что-либо представителям советской власти, которую они не принимали. Только имперский герб с двуглавым орлом бережно сняли с фронтона здания и увезли с собой. Вроде бы — в Америку.
Генконсул Евсюков сказал, что хотелось бы отыскать и вернуть герб. Это ведь история, реликвия. Дмитрий Стригунов набрал номер атамана Нью-Йорка, которого хорошо знает.
– У нас в музее есть герб, - ответил тот. - Откуда именно — уточню.
Оказалось, да, это именно тот двуглавый орел, вывезенный из Шанхая...
Словом, мечта генконсула может осуществиться. Вот так — сто лет спустя вернется герб Российской империи на свое историческое место. Дмитрий Владимирович говорит, что об этом достигнуты договоренности, ибо музей частный, не государственный, что облегчило задачу. И этот музей согласен вернуть подлинник в обмен на копию. И копия уже есть. Ее по фотографиям и замерам сделал казак из Кисловодска.
…До юбилея Ставропольского казачьего войска еще больше полугода. О добрых делах казаков еще будут выпущены книги, сняты фильмы и сюжеты, пройдут фестивали, скачки, отчетный круг. И дай Бог, чтоб все сложилось, как задумано — возвращение двуглавого орла в череде предъюбилейных дел и торжеств будет одним из самых ярких и знаковых.
Фото с сайта Ставропольского казачьего войска.