«А сейчас фермер Тим Аскот споёт нам русскую казачью песню»
15.11.2018 12:04
Тихон Аскоченский покинул Воронеж в 1919 году вместе с войсками генерала Белой армии Шкуро. «Вернулся» в 2011-м: его именем назвали областной фольклорный фестиваль «Казачий Дон». Третьего ноября 2018 года состоялся очередной, уже восьмой по счёту, смотр народных талантов.
Тихон Аскоченский, он же австралийский фермер Тим Аскот, считается нашим земляком, поскольку родился 25 февраля 1899 года в Воронежской губернии (слобода Весёлая Бирючского уезда, ныне Алексеевский район Белгородской области). Более того, в 1918 году Тихон окончил Воронежскую духовную семинарию, солировал в её хоре.
Трудно представить себе, чтобы в советское время кто-то осмелился назвать областной фольклорный фестиваль именем человека, про которого в справочнике «Офицеры российской артиллерии: опыт мартиролога» /М.: Изд-во ПТСГУ, 2011/ сказано:
«Юнкер Сергиевского артиллерийского училища (в ноябре 1920 года эвакуировано в составе Русской Армии генерала Врангеля в Галлиполи, Турция, продолжало учебный процесс в Болгарии). Подпоручик Дроздовского артдивизиона (сформирован после эвакуации Белой армии из Крыма в Галлиполийский лагерь). В эмиграции состоял в Донском казачьем хоре Жарова. Позже переехал в Австралию, где занимался сельским хозяйством. Продолжал петь (как в церковных хорах, так и на светских мероприятиях). Умер в Сиднее (29 ноября 1966 года)».
Однако вслед за «перестроечными временами» случились «демократические перемены», в числе которых – «примиренческий» указ Бориса Ельцина. Шестого ноября 1997 года Президент РФ постановил: в целях консолидации российского общества, возвести в г. Москве памятник россиянам, погибшим в годы Гражданской войны. При этом, разумеется, имелись в виду и «белые», и «красные», в том числе – казаки.
Годом ранее и вовсе был учреждён всероссийский День согласия и примирения. Правда, в 2005-м его сменили на День народного единства, но даже в 2018-м в губернаторском приветствии по случаю праздника сказано, что воронежцы следуют «идее национального согласия и сплочённости».
Вообще же, в условиях непростой геополитической ситуации «глубокая казачья культура напоминает людям об их общей истории и корнях, выступает в качестве примирительной силы». Такого мнения – заведующая отделом музыкально-нотной литературы Воронежской областной универсальной научной библиотеки имени И.С. Никитина Марина Анциферова (infoVoronezh.ru).
Марина Евгеньевна названа не случайно. Проведение красочного и востребованного фестиваля песни и танца «Казачий Дон» имени Тихона Аскоченского – это её прямая заслуга. Инициатором же ежегодного фольклорного праздника, председателем оргкомитета и ведущим первых фестивалей выступил уроженец Павловского района, потомок вольнолюбивых сподвижников Степана Разина, талантливый поэт-песенник и главный редактор казачьих изданий Александр Дегтярёв.
Тогда, в 2011 году, цель фестиваля сформулировали предельно просто: возрождение традиционной казачьей культуры, популяризация народной (фольклорной) и авторской песни.
Понятное дело, соответствующего материала о Тихоне Аскоченском организаторы фестиваля, получившие одобрение на его проведение «свыше» (вплоть до областного департамента культуры), изучили немало. Кстати, в обобщённом виде информация содержится на сайте vrnguide.ru.
Оказывается, помимо всего прочего, Тихон Семёнович Аскоченский – сын священника. Эмигрировав на корабле «Херсонес» из Севастополя в Турцию, он вместе с сослуживцами перебрался затем в Болгарию (1920). Ради заработка пел на улицах Софии. Был солистом Донского казачьего хора под управлением С.А. Жарова в 1923-1927 годах, выступал во многих европейских странах и в Австралии. В последней как раз и остался в 1927-м. Владел птицеводческой фермой, скончался в возрасте 67 лет.
История жизни воронежского семинариста Тихона Аскоченского описана журналистом Дмитрием Дьяковым в очерке «Партитура славы и забвения» (декабрьский номер журнала «Подъём» за 2010 год). Между тем, каким именно воякой и фермером был Тихон – Тим Аскот, доподлинно не известно. Зато известно, что пение Аскоченского высоко ценил великий русский композитор Сергей Рахманинов. Сохранилось несколько граммофонных записей песен Донского казачьего хора, где солирует тенор Аскоченский.
Названный хор был создан в 1921 году в лагере для русских беженцев близ Константинополя. В 1923-м он целиком эмигрировал в Болгарию. Однако и здесь донские казаки бедствовали, поэтому вскоре переехали в Вену. В 1930 году перебрались в США, где в 1936-м получили американское гражданство. Сергей Алексеевич Жаров (Серж Жаров, Серж Жарофф) руководил своим хором в течение шестидесяти лет.
Судя по публикациям биографа Жарова Валентина Мантулина в журнале «Русский Американец» (1979-1982), тот всегда помнил о Тихоне Аскоченском. Надо полагать, это и к солисту Аскоченскому относится пафосное высказывание издателя двух томов «Песенника русского воина» Мантулина (1921, Сараево – 2017, Нью-Йорк): «Взвод песенников через смертельные опасности вынес из России светильник её культуры и церемониальным маршем пронёс его через всю планету».
Тихон Аскоченский, как уже сказано, и в Австралии продолжал петь. Возможно, исполнял те же самые песни, что звучат ныне на фестивалях его имени.
А что, такое вполне могло быть! К примеру, победитель самого первого смотра талантов «Казачий Дон» ансамбль «Кладезь» (Таловая) имеет в своём репертуаре более шестидесяти казачьих и почти столько же старинных русских песен. Им под стать и другие постоянные участники фестиваля: ансамбли «Донская вольница» (Семилуки), «Станица» (Новоусманский район), «Казаки России» (Воронеж), «Рута» (Верхний Икорец) и многие другие.
Примечательно, что, помимо библиотеки имени И. С. Никитина, теперь организаторами песенно-танцевальных фестивалей-конкурсов имени Тихона Аскоченского являются Рабочая группа по делам казачества в Воронежской области и Северо-Донской округ Союза казаков России.
Сам конкурсный фестиваль шагнул за пределы библиотеки и уже проходил в культурно-досуговых центрах «Северный» (11 ноября 2017 года) и «Шинник» (3 ноября 2018 года).
Участвовать в мероприятии стало престижно. Тот же «Шинник» на недавнем восьмом фольклорном смотре достойно представляли ансамбли «Эфа» и «Диалект», студии «Аквамарин» и «Субботеюшка».
– В нашем Хопёрском отделе Северо-Донского казачьего округа есть свой фольклорный ансамбль под названием «Пристанский», – говорит атаман станицы Терновской Вячеслав Деев. – Ансамбль всегда прекрасно выступает, и в этом нет ничего удивительного, ведь он существует более 25 лет. Подобных коллективов в Северо-Донском округе немало. А вот что меня приятно удивило, так это обилие казачьей молодёжи на Восьмом фестивале имени Аскоченского. Значит, у ноябрьского фестиваля и вообще у казачества есть будущее.
Атаману Дееву особенно понравились выступления Серёжи Васильева (Каширское, народный Театр танца «Золушка») и молодёжного ансамбля народной песни «ЛюбоЖить» (Воронеж).
Не только слитное написание «ЛюбоЖить» говорит о модной «интернет-продвинутости» названного молодёжного коллектива, который награждён на фестивале дипломом первой степени (как и в прошлом году, кстати!). Ребята настолько увлечены самобытной казачьей культурой, что недавно сами сняли клип на песню «Запрягай-ка, батька, лошадь!».
В планах у руководителя коллектива Натальи Дудиной – съёмка новых музыкальных видеороликов. Не исключено, что они будут связаны с фестивалем «Казачий Дон».
…И что ни говори, а память о талантливом солисте Донского казачьего хора С.А. Жарова Тихоне Аскоченском жива в нашем песенном воронежском крае.
Николай СТАРЫХ,
есаул Союза казаков России.
P.S. Перед началом Восьмого фестиваля имени Тихона Аскоченского состоялся торжественный сбор Северо-Донского казачьего округа (основан в ноябре 1990 года). На нём атаман Виктор Галушкин поощрил наиболее активных казаков. В их числе – атаман станицы Терновской Вячеслав Деев (на снимке – в центре).
Здесь же вахмистр Конвоя Святого царя страстотерпца Николая II Владимир Лаенко вручил памятную медаль Санкт-Петербургской организации Царского конвоя «100-летие убиения Царской семьи» ответственному секретарю Рабочей группы по делам казачества в Воронежской области Александру Сафронову.
Фото Оксаны ДЕЕВОЙ.