Официальный сайт «Санкт-Петербургская митрополия русской православной церкви» - Отмечено 300-летие со дня рождения святителя Тихона Задонского

 

В 300-летие со дня рождения святителя Тихона, епископа Задонского, 16 ноября, наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Вениамин совершил Божественную литургию в храме, посвященном святому, в исправительной колонии № 6 регионального УФСИН.
 

 

 

Его Преосвященству сослужили благочинный Фрунзенского округа протоиерей Алексий Исаев, благочинный тюремных храмов протоиерей Олег Скоморох, настоятель иерей Артемий Наумов, секретарь наместника иеромонах Алексий (Степанов) и другие священнослужители.
 
В архипастырском слове владыка отметил значение дара покаяния, преображающего каждого человека.
 
Он поблагодарил начальника ИК Константина Бубнова за внимание к духовным нуждам осужденных, по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия вручил архиерейские грамоты и благодарственные письма сотрудникам учреждения и осужденным, особо потрудившимся в создании и благоукрашении храма.
 
Владыка побывал на концерте ансамбля народных инструментов «Русская песня» при Владимирском соборе.

 

 

Дискуссия «Народное единство в учении и подвижничестве русских святых», посвященная 300-летию со дня рождения святителя Тихона Задонского, прошла в канун юбилея в Духовно-просветительском центре Сестрорецка. Присутствовали ученые, журналисты, эксперты, представители казачества.

 
В выступлениях было отмечено, что будучи епископом Воронежским, святитель окормлял населенную преимущественно казаками землю Войска Донского.
 
Казак «Невской сечи» профессор Александр Посадский и настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери архимандрит Гавриил (Коневиченко) представили доклад о народном единстве в учении и подвижничестве святых.
 
Федор Достоевский считал святого выразителем нравственного начала и так охарактеризовал его духовный облик: «Идеалом… беру Тихона Задонского… Может, именно Тихон и составляет наш русский положительный тип, который ищет наша литература». Личность святителя писатель воссоздал в образе старца Зосимы в «Братьях Карамазовых», в «Бесах» (пропущенная глава «У Тихона»), предполагал отразить в задуманном романе «Житие великого грешника».
 
Тихон Задонский был всенародно почитаем. Его сочинения расходились сотнями тысяч экземпляров, в крестьянских избах их ставили рядом с иконами.
 
В воззрениях святителя любовь предстает главной добродетелью. Он учит как проповедник любви, видя ее общественно созидательной силой. Любовь — предвкушение вечной жизни и богоуподобление. В духе человек познает Бога как вечную и неизменную Любовь.
 
Духовный человек полагает усилия на общую пользу. «И потому плотский человек для общества вреден, а духовный полезен», — делает вывод святитель. И продолжает: «Любовию домы, грады, государства стоят: без любви падают», «общее благополучие от взаимной любви процветает». Общество он уподобляет большому братству, единому организму, требующему гармоничной и слаженной работы взаимно восполняющих частей.
 
Для святителя очевидно, что даже всецелое исполнение закона любви на земле не отменит форм государственного порядка, войны и внешних угроз. Но граждане государства, воплотившего принцип любви, смогут противостоять любым вызовам. 
 
Тихон Задонский продолжил дела преподобного Сергия Радонежского, совершившего подвиг собирания душ, братотворения по образу бытия Божественной Троичности — идеалу совершенного единения в любви.
 
ИА «Вода живая»,
16.11.24