|
В ночь с 16 на 17 июля 2020 г. в храме Тихвинской иконы Божией Матери Сестрорецка состоялось ночное Богослужение, посвященное 102-й годовщине мученического подвига Царской Семьи, святых Страстотерпцев Императора Николая II, Императрицы Александры, Царевича Алексия, великих княжон Ольги, Татианы, Марии, Анастасии (1918). 22:30 - Всенощное бдение. Часы. Исповедь. Божественная Литургия
В этот день вспоминают трагические события 1918 года – 102-ю годовщину трагической гибели последнего Российского Императора Николая II, его супруги, Императрицы Александры Федоровны, наследника-Цесаревича Алексея и дочерей — великих княжон Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии.
|
По уже сложившейся традиции на освящении хлебов, пшеницы, вина и елея настоятель с прихожанами за всенощным бдением вышли к поклонному Царскому кресту, что установлен у здания Духовно-просветительского центра.
У креста были зажжены лампады, крест был богато украшен красными гвоздиками в память об этой трагической дате и согласно чинопоследованию всенощного бдения эта часть Богослужения — освящение хлебов, пшеницы и елея (лития) была совершена у поклонного Царского креста, после чего всенощное бдение было продолжено в храме.
Божественную литургию совершил настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери города Сестрорецка духовник Конвоя Святого Царя Страстотерпца Николая II архимандрит Гавриил (Коневиченко). Ему сослужил иерей Михаил Ковач. За Божественной литургией вместе с прихожанами храма молились казаки Конвоя Святого Царя Страстотерпца Николая II.
После литургии настоятель с прихожанами храма и казаками прошли крестным ходом вокруг храма и Духовно-просветительского центра. У поклонного креста святым Царственным Страстотерпцам, соборно хор – казаки и прихожане храма спели гимн Российской Империи «Боже Царя храни».
Затем был отслужен молебен святым Царственным Мученикам в Мемориале памяти мученического подвига Царской Семьи «Расстрельная комната».
После Богослужения настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери города Сестрорецка архимандрит Гавриил (Коневиченко) поблагодарил всех участников ночной литургии за молитвы и любовь к Государю Императору Николаю II и Его Августейшей Семье.
К Царской ночи обновлена экспозиция в выставочном павильоне «Спасская башня». Установлена репродукция картины И.Е.Репина «Парадный портрет Императора» с информацией об эпохе царствования Николая II.
И на информационном аналое информация об эпохе Государя Императора Николая II.
***
ЭПОХА НИКОЛАЯ II
Николай II вступил на престол в 1894 году, после преждевременной смерти своего отца, императора Александра III.
Колоссальное промышленное развитие
Годы царствования Николая II стали периодом колоссального экономического роста. В среднем 2% в год составляли темпы роста сельскохозяйственного производства, а промышленности — 5%. Это были одни из наиболее высоких темпов экономического развития в мире.
В 1913 один из самых крупных экономистов мира Эдмон Тэри по заданию французского правительства изучил состояние русской экономики и сделал вывод:
«Если дела европейских наций будут с 1912 по 1950 годы идти так же, как они шли с 1900 г. по 1912 г., Россия к середине текущего века будет господствовать над Европой, как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении».
Бюджет страны вырос за эти годы с 1200 млн до 3,5 миллиардов.
В начале ХХ века наша страна занимала первое место в мире по добыче нефти и претендовала на звание глобальной энергетической державы.
Доля Российской империи в мировой нефтедобыче составляла к 1916 году 30%.
Добыча угля в Донбассе увеличилась с 4,8 млн тонн в 1894 году до 24 млн тонн в 1913. Началась добыча угля в Кузнецком угольном бассейне.
В 1900 году Россия занимала уже 8-е место в рейтинге угледобывающих стран.
Рост видов промышленной продукции в первое десятилетие ХХ века наблюдался по всем основным показателям. Выплавка чугуна увеличилась за двадцать лет правления Николая II почти вчетверо, выплавка меди — в пять раз.
За 1885—1913 годы промышленная продукция выросла в среднем в пять раз, превысив темпы промышленного роста наиболее развитых стран мира.
При Императоре Николае II были созданы абсолютно новые отрасли: электротехника, радиотехника, приборостроение, авиастроение.
Новые магистрали
В быстроразвивающейся огромной Российской империи для развития экономики было необходимо строить дороги. И до 1917 года строительство дорог было более мощным, чем в последующие, уже советские годы. В Российской империи за период с 1880 по 1917 годы (за 37 лет) было построено свыше 58 тысяч километров дорог. А при советской власти за аналогичный период — с 1918 по 1956 годы — 36 тысяч километров дорог.
Активно велось строительство железных дорог, суммарная протяжённость которых, составлявшая 44 тыс. км в 1898 году, к 1913 году превысила 70 тысяч километров.
Низкие налоги
Бюджет страны возрастал без введения новых налогов, без повышения старых, отражая рост народного хозяйства. Бремя прямых налогов при Николае II в России было в четыре раза меньше, чем во Франции и Германии, и в восемь с половиной раз меньше, чем в Англии. Это привело к небывалому расцвету русской промышленности и притоку капиталов из всех развитых стран.
В период с 1894 по 1913 годы русская промышленность увеличила свою производительность в четыре раза.
Золотое обеспечение
При Николае II была создана русская финансово-валютная система. Важнейшие действия для развития этой системы были предприняты государем в самом начале его царствования — в 1897 году была осуществлена денежная реформа, установившая золотой стандарт рубля. В ее основе — золотое обеспечение денежной системы государства. Для обеспечения устойчивой конвертируемости рубля был установлен свободный размен кредитных билетов, выпуск которых был ограничен на золотую монету из расчета один бумажный рубль за один рубль в золоте, а также уменьшено золотое содержание империала.
Поддержка науки
В конце XIX — начале ХХ веков в Российской империи активно развивалась наука и наукоемкие отрасли промышленности. Государь император Николай II поддерживал выдающихся ученых страны. Так, одним из первых актов императора было распоряжение о выделении значительных сумм денег для оказания помощи нуждающимся учёным, писателям и публицистам, а также их вдовам и сиротам, вышедшее в 1895 году.
Были достигнуты небывалые успехи в сфере изобретательства: фотография, радио, воздухоплавание, наземные средства передвижения и многое другое. Такие успехи возможны только при общем высоком уровне науки и при всемерной поддержке государства научных изысканий и экспериментов.
Даже исследование космического пространства началось не в советскую эпоху, а гораздо раньше.
В 1903 году Константин Циолковский опубликовал статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами», где впервые доказал, что аппаратом, способным совершить космический полёт, является ракета. В статье был предложен и первый проект ракеты дальнего действия.
К 1911 году Циолковский публикует формулы для преодоления земного притяжения, разрабатывает принципы реактивных ракет, изучает необходимость создания орбитальных станций и спутников.
Профессором технологического института в Санкт-Петербурге, Борисом Розингом была подана патентная заявка на»способ электрической передачи различных изображений и их приём с помощью электронно-лучевой трубки», что предвосхитило эру телевидения.
В июле 1907 года этот факт был официально зафиксирован как русская привилегия — Розинг подал патентную заявку на «способ электрической передачи различных изображений и их приём с помощью электронно-лучевой трубки». По этой заявке ему был выдан патент (привилегия по существовавшей тогда терминологии).
9 мая 1911 года Б. Л. Розингу удалось в своей лаборатории добиться приема сконструированным им кинескопом изображений простейших фигур. Это была первая в мире телевизионная передача, ознаменовавшая начало эры телевидения.
В 1904 году Ивану Петровичу Павлову была присуждена Нобелевская премия в области медицины. Он стал первым российским Нобелевским лауреатом.
В 1908 году нобелевская премия была присуждена И.И. Мечникову. Ее он получил за труды по инфекционным заболеваниям и иммунологии.
В это же время в России трудились и другие выдающиеся ученые, которые составили мировую славу русской науки в начале ХХ века.
Государь — миротворец
В 1899 году по инициативе императора Николая II в Гааге была созвана первая конференция по сокращению обычных вооружений, ставшая одним из важнейших событий XIX века в сфере международной политики. Государь делал все возможное, чтобы были выработаны механизмы мирного урегулирования конфликтов между государствами.
В работе первой гаагской конференции приняли участие 26 государств. Многие гаагские конвенции, разработанные по инициативе русского царя, действуют до сих пор. Впервые учреждённый на конференции 1899 года Гаагский международный суд действует и поныне, а само решение о его создании опередило своё время более чем на полвека.
На первой конференции были установлены общие правила относительно третейского и вообще мирного разбирательства столкновений между державами.
Гаагские конвекции не разрешили всех накопившихся проблем, но именно они заложили фундамент современного международного права, дали старт диалогу в сфере разоружения. Инициативы императора Николая II опередили свое время на десятилетия.
***
17 ИЮЛЯ ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ СТРАСТОТЕРПЦЕВ ЦАРЯ НИКОЛАЯ, ЦАРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ, ЦАРЕВИЧА АЛЕКСИЯ, ВЕЛИКИХ КНЯЖЕН ОЛЬГИ, ТАТИАНЫ, МАРИИ И АНАСТАСИИ.
Страдальчески погибли святые Царственные страстотерпцы император Николай II и императрица Александра Феодоровна, их дети ― царевич Алексей, великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Вместе с ними приняли кончину и их верные слуги. В это же время в Алапаевске пострадали преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара.
Совершенное в июле 1918 года злодеяние положило начало тем трагическим событиям, которые пережил наш народ в минувшем XX веке.
В послании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви говорится: «Воздавая честь святым Царственным страстотерпцам, мы все должны черпать в почитании их подвига силы и мужество и, взирая на их противостояние злу кротостью и смирением, подражать их вере (ср.: Евр. 13, 7)».
Степень христианского отношения человека к миру и к себе самому измеряется тем, в какой мере мы готовы принять страдания, встречающиеся на нашем жизненном пути.
Мы призваны видеть в этих испытаниях не простую случайность, а скорбный и в тоже время радостный путь подражания Христу, которым Господь ведет нас ко спасению. Потому мы вновь и вновь мысленно обращаемся к воспоминаемому ныне трагическому событию российской истории, дабы духовно осмыслить прошлое и настоящее нашего народа.
Десятилетия, запечатленные в истории нашей страны страданиями войны, братоубийственными распрями, голодом и, небывалыми по масштабам репрессиями, во многом были обусловлены нравственными ошибками, коренящимися в отступлении людей от вечных истин, данных Богом.
Хотелось бы надеяться, что период богоборчества и связанных с ним испытаний безвозвратно ушел в прошлое. Добрые приметы этого можно видеть в духовном облике нашего времени: происходит возвращение общества к непреходящим ценностям веры, повсеместно возрождаются из небытия православные святыни, уральская земля, политая кровью невинных страдальцев, принимает сегодня десятки тысяч паломников со всех концов России и из-за рубежа стекающихся, дабы поклониться подвигу святых Царственных страстотерпцев.
Храм-памятник на Крови во имя Всех Святых, в Земле Российской Просиявших, воздвигнутый на месте убиения Царской семьи, уже стал знамением возрождения нашего Отечества в покаянии, правде, любви и верности Богу, символом воссоздания исторической памяти и воскрешения Святой Руси.
Другим важнейшим видимым знаком совершившегося изменения должно стать духовное и нравственное преображение общества, водворение в нем мира и согласия, прекращение смут и противоречий, коими было так богато прошедшее столетие.
Однако следует помнить, что, как и во все времена, ныне перед каждым человеком предлежит обязанность ответственного нравственного выбора, определяющего его будущность, ибо Господь Вседержитель, обращаясь к сердцу каждого, говорит: «жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30, 19).
Необходимо во всех обстоятельствах жизни помнить, что только Господь есть Источник жизни. Его водительство несет человеку подлинное благо и истинную полноту бытия. Только исполнение Его заповедей приводит человека к гармоничной жизни и сподобляет вечного блаженства, и напротив, всякое нарушение воли Божией ведет к новым скорбям и несчастиям.
Посему выход из любого кризиса лежит на путях духовного возрождения. Господь же Сам незримо помогает всякому, кто идет за Ним. Из опыта своего двухтысячелетнего бытия Церковь Христова знает, что благодатная помощь Божия, способна кардинально изменить жизнь человека, просветить его сердце и разум, даровать ему силу. «Господь даст силу народу Своему, Господь благословит народ Свой миром» (Пс. 28, 11).
Обращаясь к Богу, будем просить Его, дабы по молитвам святых Царственных страстотерпцев даровал Он нам совершать труды свои в чистоте сердца, в твердой вере и непоколебимой надежде, в мире внутреннем и в мире со всеми, кто нас окружает, ибо к нам обращены слова Священного Писания, призывающего: «не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» (1 Пет.3, 9).
Да поможет нам Господь по примеру святых Царственных страстотерпцев, всех новомучеников и исповедников Российских изгнать из сердец своих всякую вражду и ненависть, ложь и неправду, гнев и зависть, облечься в добродетели любви и послушания, мира и терпения, смирения и братолюбия.
Божие благословение да пребывает со всеми вами.
Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси
Тропарь святым царственным страстотерпцам, глас 4
Днесь, благове́рнии лю́дие, све́тло почти́м/ седмери́цу честну́ю ца́рственных страстоте́рпец,/ Христо́ву еди́ну дома́шнюю Це́рковь:/ Никола́я и Алекса́ндру,/ Алекси́я, О́льгу, Татиа́ну, Мари́ю и Анастаси́ю./ Ти́и бо, уз и страда́ний многоразли́чных не убоя́вшеся,/ от богобо́рных смерть и поруга́ние теле́с прия́ша/ и дерзнове́ние ко Го́споду в моли́тве улучи́ша./ Сего́ ра́ди к ним с любо́вию возопии́м:/ о святи́и страстоте́рпцы,/ гла́су покая́ния и стена́нию наро́да на́шего вонми́те,/ зе́млю Росси́йскую в любви́ к Правосла́вию утверди́те,/ от междоусо́бныя бра́ни сохрани́те,/ мир ми́рови у Бо́га испроси́те// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Кондак святым царственным страстотерпцам, глас 8
Избра́ннии Царе́м ца́рствующих и Го́сподем госпо́дствующих/ от ро́да царе́й Росси́йских,/ благове́рнии му́ченицы,/ му́ки душе́вныя и смерть теле́сную за Христа́ прии́мшии/ и венцы́ Небе́сными увенча́вшиися,/ к вам, я́ко покрови́телем на́шим ми́лостивым,/ с любо́вию благода́рне вопие́м:/ ра́дуйтеся, ца́рственнии страстоте́рпцы,// за Русь Святу́ю пред Бо́гом усе́рднии моли́твенницы.
Величание святым царственным страстотерпцам
Велича́ем вас,/ святи́и ца́рственнии страстоте́рпцы,/ и чтим честна́я страда́ния ва́ша,/ я́же за Христа́// претерпе́ли есте́.
Молитва святому страстотерпцу царю-мученику Николаю II
О, святы́й вели́кий Росси́йский Царю́ и страстоте́рпче Нико́лае! Вонми́ гла́су моле́ния на́шего и вознеси́ ко Престо́лу всеви́дящаго Го́спода стена́ния и воздыха́ния наро́да Ру́сскаго, не́когда богоизбра́ннаго и благослове́ннаго, ны́не же па́дшаго и от Бо́га отступившаго. Разреши́ клятвопреступле́ние, досе́ле тяготе́ющее над наро́дом Русским. Тя́жко бо согреши́хом, отступи́вше от Царя́ Небе́снаго, оста́вльше ве́ру правосла́вную на попра́ние нечести́вых, престу́пльше кля́тву собо́рную и не возбранивше убие́нию твоему́, Семьи́ твоея́ и ве́рных слу́г твои́х.
Не бо послу́шахом повеле́ния Госпо́дня: «Не прикаса́йтеся пома́занным Мои́м» па́ки же Дави́ду глаго́лющу: «И́же простре́т ру́ку на Пома́занника Госпо́дня, не Госпо́дь ли порази́т его́?» И се́ ны́не досто́йная по де́лом на́шим прие́млем, тяготеет бо да́же до дне́ сего́ на на́с гре́х ца́рския кро́ви проли́тия.
Доны́не оскверня́ются святы́ни на́ши. Блу́д и беззако́ние не оскудева́ют от на́с. Ча́да на́ши пре́даны на поруга́ние. Вопие́т к не́бу кро́вь неви́нная, на вся́кий ча́с в земле́ на́шей пролива́емая.
Но ви́ждь сле́зы и сокруше́ние серде́ц на́ших, ка́емся бо, я́коже киевляне не́когда пред князе́м Игорем, и́ми умученным; я́коже владимирцы пред князе́м Андре́ем Боголюбским, и́ми убие́нным, и про́сим: умоли́ Го́спода, да не отврати́тся от на́с до конца́, да не лиши́т наро́д Русский вели́каго избранничества Своего́, но да пода́ст на́м ра́зум спасе́ния, во е́же восстати на́м из глубины́ паде́ния сего́.
И́маши бо, Царю́ Нико́лае, дерзнове́ние ве́лие, ты́ бо кро́вь свою́ пролия́л еси́ за наро́д сво́й, и ду́шу положи́л еси́ не то́кмо за дру́ги, но и за враги́ своя́. Сего́ ра́ди предстои́ши ны́не в Невече́рнем Све́те Царю́ Сла́вы, я́ко ве́рный слуга́ Его́. Бу́ди на́м хода́тай и засту́пник, и охранитель. Не отврати́ся от на́с, и не оста́ви на́с на попра́ние нечести́вых. Да́руй на́м си́лы на покая́ние, и правосу́дие Бо́жие приклони́ на милосе́рдие, да не погуби́т на́с до конца́ Госпо́дь, но да вся́ прости́т и ми́лостивно поми́лует, и спасе́т зе́млю Ру́сскую и наро́д ея́. Да изба́вит же Оте́чество на́ше от постигших бе́д и напа́стей, возроди́т ве́ру и благоче́стие, возста́вит же престо́л Царе́й правосла́вных, е́же сбы́тися пророчествам уго́дников Бо́жиих. И да просла́вят лю́ди Ру́сские по все́й вселе́нней всехва́льное и́мя Госпо́дне и ве́рно послу́жат Ему́ до сконча́ния ве́ка, воспева́я сла́ву Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.