СОБЫТИЯ
31 декабря 2018г. ПАМЯТЬ Сщмчч. Николая, архиеп. Великоустюжского, Илии, Иоанна, Владимира и Николая пресвитеров (1937)

 

 

СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ (КЛЕМЕНТЬЕВ), АРХИЕПИСКОП ВЕПИКОУСТЮЖСКИЙ, СЩМЧ.

 
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай, ар­хи­епи­скоп Ве­ли­ко­устюж­ский (в ми­ру Ни­ко­лай Фе­до­ро­вич Кле­мен­тьев) ро­дил­ся в 1873 го­ду в Ко­стром­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. За­кон­чив в 1899 го­ду Санкт-Пе­тер­бург­скую Ду­хов­ную Ака­де­мию со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия, Ни­ко­лай Кле­мен­тьев по­лу­чил долж­ность учи­те­ля ло­ги­ки и ла­тин­ско­го язы­ка в Алек­сан­дро-Нев­ском Ду­хов­ном учи­ли­ще. В 1904 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во иерея к клад­би­щен­ской Боль­ше­ох­тин­ской Ге­ор­ги­ев­ской церк­ви в Санкт-Пе­тер­бур­ге. Слу­жил так­же в хра­ме Ох­тен­ско­го дет­ско­го при­ю­та, в церк­ви Со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха на Боль­шой Ох­те. В 1919 го­ду отец Ни­ко­лай был на­граж­ден са­ном про­то­и­е­рея и на­зна­чен на­сто­я­те­лем Пет­ро­град­ско­го хра­ма Со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха, а так­же бла­го­чин­ным 10-го бла­го­чи­ния.

 
В 1922 го­ду про­то­и­е­рей Ни­ко­лай был аре­сто­ван по де­лу «об изъ­я­тии цер­ков­ных цен­но­стей», при­го­во­рен к 3 го­дам за­клю­че­ния, но через 9 ме­ся­цев осво­бож­ден. В 1924 го­ду отец Ни­ко­лай, ко­то­рый был к то­му вре­ме­ни вдов­цом, по бла­го­сло­ве­нию Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на при­нял мо­на­ше­ство и был ру­ко­по­ло­жен в епи­скоп­ский сан и на­зна­чен епи­ско­пом Сест­ро­рец­ким, ви­ка­ри­ем Пет­ро­град­ской епар­хии. Епи­скоп Ни­ко­лай ак­тив­но про­ти­во­дей­ство­вал об­нов­лен­цам, при­ни­мал ме­ры про­тив со­зы­ва об­нов­лен­че­ско­го со­бо­ра, про­све­щал паст­ву ка­са­тель­но под­лин­ной су­ти об­нов­лен­че­ско­го дви­же­ния. В 1925 го­ду он был аре­сто­ван и от­прав­лен на три го­да в Си­бирь. 
По­сле от­бы­тия сро­ка епи­скоп Ни­ко­лай по­се­лил­ся в Тве­ри и толь­ко в 1931 го­ду смог вер­нуть­ся в Ле­нин­град. Пол­то­ра го­да он жил у сво­их до­че­рей, по­ка не бы­ла вве­де­на все­об­щая пас­пор­ти­за­ция. Вла­ды­ке не раз­ре­ши­ли по­лу­чить про­пис­ку в Ле­нин­гра­де. Он вы­ехал в го­род Тих­вин, но и там ему от­ка­за­ли в про­пис­ке. По­сле это­го мит­ро­по­лит Сер­гий на­зна­чил его епи­ско­пом Ни­коль­ским, управ­ля­ю­щим Ве­ли­ко­устюж­ской епар­хи­ей. В 1934 го­ду вла­ды­ка был на­граж­ден са­ном ар­хи­епи­ско­па и на­зна­чен пра­вя­щим ар­хи­ере­ем Ве­ли­ко­устюж­ским и Усть-Вым­ским.

 
В 1935 го­ду по­сле­до­вал но­вый арест в со­ста­ве «контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы» и осуж­де­ние на 5 лет ссыл­ки в Ка­зах­стан. На­хо­дясь в ссыл­ке в Тюль­ку­бас­ском рай­оне Юж­но-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти ар­хи­епи­скоп Ни­ко­лай (Кле­мен­тьев) был аре­сто­ван 23 де­каб­ря 1937 го­да, 30 де­каб­ря при­го­во­рен к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния и на сле­ду­ю­щий день рас­стре­лян. 
 
ИЛИЯ (БЕНЕМАНСКИЙ), ИЕРЕЙ, СЩМЧ.

 
Священномученик Илия родился 14 декабря 1883 года в Твери в семье священника Ильи Бенеманского. В 1905 году он окончил Тверскую Духовную семинарию и был направлен служить в армию. Год он служил при армейской церкви псаломщиком, около полутора лет — дьяконом, а в 1908 году был рукоположен сан священника и направлен в 13-й гренадерский полк. В 1916 году он отправился на фронт с Волынским полком и здесь пробыл до крушения монархии и развала армии. В 1917 году о. Илья вернулся на родину и стал служить в храме во имя святого благоверного князя Александра Невского при станции Тверь, где среди прихожан было много рабочих депо и железнодорожников.
 
Для него новая власть с самого начала явилась гонительницей. В рабочем районе при станции, где жили в основном семьи рабочих депо и железнодорожных служащих, был мальчик пятнадцати лет Петр Иванов. Несмотря на юный возраст, у него был вид человека порочного; даже своим внешним обликом он наводил на школьников ужас. За лазанье по чужим садам отец не раз наказывал его, сажал в сарай под замок, но так и не смог отучить от воровства. Подросток предпочитал воровать и бездельничать, и на этом поприще искал себе приложение. Коммунистическая идея оказалась наиболее для него подходящей. Нашлись и взрослые, которые поддержали и похвалили его. Так он вступил в Российский Коммунистический Союз Молодежи и принялся за создание в школе, где учился, коммунистической ячейки. 21 января 1920 года он пришел в класс и узнал, что большинство учеников были на праздник Крещения в храме, и будто бы священник о. Илья говорил, что есть столь развращенные дети, которые уже сейчас не веруют в Бога, и назвал Петра Иванова, а затем посоветовал родителям присматривать за своими детьми и воспитывать их. По-видимому, священник сказал это не с церковного амвона, а непосредственно родителям, в особенности тем, чьи дети жаловались на то, что дерзкий подросток открыто кощунствует и поносит святую Церковь. ….. 
СМ. ССЫЛКУ: https://days.pravoslavie.ru/Life/life4813.htm 
 
ИОАНН (МИРОНСКИЙ), ИЕРЕЙ, СЩМЧ. 
Свя­щен­ник Иван Ни­ко­ла­е­вич Ми­рон­ский (Ми­ро­нов­ский) ро­дил­ся в се­ле Рус­ские Юрт­ку­ли Са­мар­ской гу­бер­нии в 1877 го­ду. Пер­вый раз его аре­сто­ва­ли в 1929 го­ду, но на тот раз под стра­жей он про­был не бо­лее 5 дней и был вы­пу­щен. Вто­рой арест по­сле­до­вал 6 ап­ре­ля 1936 го­да. На мо­мент аре­ста он ра­бо­тал плот­ни­ком, имел же­ну и сы­но­вей: Пав­ла, Алек­сандра, Дмит­рия. От­ца Иоан­на об­ви­ни­ли в том, что он «член к-р груп­пы, за­ни­мал­ся а/с аги­та­ци­ей». По­сле­до­вал при­го­вор: 5 лет ссыл­ки в Ка­зах­стан. Срок ссыл­ки ссыль­ный свя­щен­ник от­бы­вал в се­ле Ор­лов­ка Ча­я­нов­ско­го рай­о­на Юж­но-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти, где ра­бо­тал са­дов­ни­ком. 20 де­каб­ря 1937 го­да отец Иван аре­сто­ван в ссыл­ке Ча­я­нов­ским РО НКВД. С ним бы­ли аре­сто­ва­ны про­жи­вав­шие вме­сте с ним в Ак­сай­сом уще­лье воз­ле с. Ор­лов­ка мо­нах Мат­ве­ев Вик­тор Мат­ве­е­вич и свя­щен­ник Вла­ди­мир Пре­об­ра­жен­ский. На всех них бы­ло за­ве­де­но груп­по­вое «де­ло контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции цер­ков­ни­ков Ча­я­нов­ско­го р-на Юж­но-Ка­зах­стан­ской обл., 1937 г.». 23 де­каб­ря со­сто­ял­ся до­прос, на ко­то­ром сле­до­ва­тель до­про­сил от­ца Ива­на.

 
«Во­прос: Вы об­ви­ня­е­тесь в том, что от­бы­вая срок ссыл­ки, про­дол­жа­е­те про­во­дить ан­ти­со­вет­скую ра­бо­ту. Дай­те по­ка­за­ния по это­му во­про­су.

 
От­вет: Ни­ка­кой ан­ти­со­вет­ской ра­бо­ты я не про­во­дил. Я, как слу­жи­тель ре­ли­ги­оз­но­го куль­та, про­во­дил толь­ко чте­ние Еван­ге­лия на мо­лит­вах.

 
Во­прос: Ска­жи­те, где Вы про­во­ди­ли чте­ние Еван­ге­лия?

 
От­вет: Я чи­тал Еван­ге­лие у се­бя на квар­ти­ре.

 
Во­прос: При этих сбо­ри­щах Вы про­во­ди­ли ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию? Дай­те прав­ди­вые по­ка­за­ния.

 
От­вет: Дру­гим ни­чем не за­ни­мал­ся и ан­ти­со­вет­ской ра­бо­ты не про­во­дил».

 
По­сле до­про­са был со­став­лен Акт: «1937 год, де­кабрь, 23 дня, я, на­чаль­ник Ча­я­нов­ско­го РО НКВД, сер­жант Гос­бе­зо­пас­но­сти [имя­рек] со слов об­ви­ня­е­мо­го Ми­рон­ско­го И.Н. со­ста­вил на­сто­я­щий акт: про­то­кол до­про­са, а так­же ан­ке­ту аре­сто­ван­но­го. По­след­ний от под­пи­си и при­ло­же­ния паль­ца от­ка­зал­ся, за­яв­ляя, что он ни­ко­гда рас­пи­сы­вать­ся не бу­дет и кле­вет­ни­че­ски об­ви­ня­ет НКВД в под­дел­ке ма­те­ри­а­лов, а свой от­каз мо­ти­ви­ру­ет сво­и­ми ре­ли­ги­оз­ны­ми убеж­де­ни­я­ми».

 
При­ве­дем вы­пис­ку из об­ви­ни­тель­но­го за­клю­че­ния: «УГБ НКВД Ча­я­нов­ско­го рай­о­на вскры­та груп­па цер­ков­ни­ков, яв­ля­ю­ща­я­ся фили­а­лом вскры­той и лик­ви­ди­ро­ван­ной контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции цер­ков­ни­ков Юж­но-Ка­зах­стан­ско­го Обл. УНКВД. На­зван­ная ор­га­ни­за­ция цер­ков­ни­ков ста­ви­ла пе­ред со­бой как ос­нов­ную за­да­чу свер­же­ние сов. вла­сти и уста­нов­ле­ние вла­сти бур­жу­а­зии с ве­ду­щей ро­лью в го­су­дар­стве ду­хо­вен­ства. Од­новре­мен­но контр­ре­во­лю­ци­он­ная ор­га­ни­за­ция цер­ков­ни­ков ста­ви­ла за­да­чу – ор­га­ни­за­цию под­поль­ных ре­ли­ги­оз­ных групп по всем об­ла­стям и рай­о­нам Со­вет­ско­го Со­ю­за с це­лью под­го­тов­ки их на слу­чай вой­ны к во­ору­жен­но­му вос­ста­нию про­тив СССР, рас­про­стра­не­ние ре­ли­ги­оз­ных воз­зре­ний сре­ди на­се­ле­ния и про­ти­во­по­став­ле­ние их ме­ро­при­я­ти­ям сов. вла­сти. Контр­ре­во­лю­ци­он­ная ор­га­ни­за­ция цер­ков­ни­ков воз­глав­ля­лась епи­ско­па­ми Иоси­фом Пет­ро­вых, Ки­рил­лом Смир­но­вым и Ев­ге­ни­ем Ко­бра­но­вым с ос­нов­ным цен­тром ру­ко­вод­ства, на­хо­дя­щим­ся в Юж­ном Ка­зах­стане. Вскры­тая контр­ре­во­лю­ци­он­ная груп­па цер­ков­ни­ков в Ча­я­нов­ском рай­оне устро­и­ла два неле­галь­ных мо­лит­вен­ных до­ма, про­во­ди­ла неле­галь­ные от­прав­ле­ния ре­ли­ги­оз­ных об­ря­дов, рас­про­стра­ня­ла ре­ли­ги­оз­ные сти­хи. На ос­но­ва­нии из­ло­жен­но­го об­ви­ня­ют­ся: <…> Ми­рон­ский Иван Ни­ко­ла­е­вич – в том, что яв­ля­ясь участ­ни­ком контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции цер­ков­ни­ков со­здал <…> неле­галь­ный мо­лит­вен­ный дом, неле­галь­но про­во­ди­ли ре­ли­ги­оз­ные об­ря­ды. Ви­нов­ным се­бя не при­знал».

 
30 де­каб­ря 1937 го­да отец Иван Ми­рон­ский был при­го­во­рен к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния. Он был рас­стре­лян 31 де­каб­ря 1937 г. вме­сте с мо­на­хом Вик­то­ром (Мат­ве­е­вым) и свя­щен­ни­ком Вла­ди­ми­ром Пре­об­ра­жен­ским в 24 ча­са. Ме­сто по­гре­бе­ния свя­щен­но­му­че­ни­ков неиз­вест­но.

 
ВЛАДИМИР (ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ), ИЕРЕЙ, СЩМЧ.

 
Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир Гри­горь­е­вич Пре­об­ра­жен­ский ро­дил­ся в 1873 го­ду в се­ле Тро­иц­кое Смо­лен­ской гу­бер­нии. В 1929 го­ду был аре­сто­ван, Кол­ле­ги­ей ОГПУ при­го­во­рен к 3 го­дам ла­гер­но­го за­клю­че­ния. 22 ав­гу­ста 1936 го­да был вновь аре­сто­ван. 9 фев­ра­ля сле­ду­ю­ще­го го­да осо­бым со­ве­ща­ни­ем НКВД при­го­во­рен к 3 го­дам ссыл­ки в Ка­зах­стан.

 
24 де­каб­ря 1937 го­да от­ца Вла­ди­ми­ра аре­сто­ва­ли в ссыл­ке. Во вре­мя обыс­ка со­труд­ни­ки НКВД на­шли несколь­ко на­пи­сан­ных им сти­хов ре­ли­ги­оз­но­го со­дер­жа­ния ( «Сон ссыль­но­го иерея» и «Ду­ма ста­ро­го пас­ты­ря в ссыл­ке»). Свя­щен­ни­ка об­ви­ни­ли в том, что он, «яв­ля­ясь участ­ни­ком контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы цер­ков­ни­ков, ор­га­ни­зо­вал неле­галь­ный мо­лит­вен­ный дом, пи­сал и рас­про­стра­нял контр­ре­во­лю­ци­он­но­го со­дер­жа­ния сти­хи, неле­галь­но про­во­дил ре­ли­ги­оз­ные об­ря­ды». Отец Вла­ди­мир не при­знал се­бя ви­нов­ным в «контр­ре­во­лю­ци­он­ной ра­бо­те», на до­про­се за­явил, что его «аре­сто­вы­ва­ли и ссы­ла­ли толь­ко за ве­ру». Свя­щен­но­му­че­ник был рас­стре­лян 31 де­каб­ря 1937 го­да по при­го­во­ру трой­ки УНКВД по Юж­но-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти от 30 де­каб­ря. По­гре­бен в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле. Про­слав­лен Ар­хи­ерей­ским юби­лей­ным Со­бо­ром РПЦ 2000 го­да.

 
Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

 
НИКОЛАЙ (КОБРАНОВ), ПРОТОИЕРЕЙ, СЩМЧ.

 
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся 10 мая 1893 го­да в се­ле Бла­го­ве­ще­нье До­ро­го­буж­ско­го уез­да Смо­лен­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Иа­ко­ва Ко­бра­но­ва. В 1913 го­ду Ни­ко­лай окон­чил Смо­лен­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и по­сту­пил на юри­ди­че­ский фа­куль­тет Вар­шав­ско­го уни­вер­си­те­та, в ко­то­ром про­учил­ся три го­да. В 1918 го­ду он ока­зал­ся в Кры­му, был сна­ча­ла пев­чим в сим­фе­ро­поль­ском со­бо­ре, а за­тем ипо­ди­а­ко­ном у Та­ври­че­ско­го ар­хи­ерея. В 1920 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к кре­сто­вой церк­ви в Сим­фе­ро­по­ле, а в 1921 го­ду во свя­щен­ни­ка. Во вре­мя от­ступ­ле­ния ар­мии Вран­ге­ля из Кры­ма отец Ни­ко­лай при­нял ре­ше­ние остать­ся в Рос­сии и слу­жил в хра­ме в од­ном из сел в Ме­ли­то­поль­ском уез­де. В 1922 го­ду он в те­че­ние по­лу­го­да слу­жил в Но­воспас­ском мо­на­сты­ре в Москве, а в 1923 го­ду был на­прав­лен слу­жить в храм в се­ло Вос­кре­сен­ское Мо­жай­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии.

 
В 1925 го­ду свя­щен­но­на­ча­лие на­пра­ви­ло от­ца Ни­ко­лая на­сто­я­те­лем в храм Свя­той и Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы в Ко­жев­ни­ках в Москве, и он был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея. Храм был вы­стро­ен в 1689 го­ду и но­сил на се­бе сле­ды древ­не­го ве­ли­чия и щед­рой бла­го­тво­ри­тель­но­сти бла­го­че­сти­вых ку­пе­че­ских се­мейств. Но в на­ча­ле ХХ сто­ле­тия преж­нее ве­ли­чие хра­ма ста­ло быст­ро уга­сать, что бы­ло свя­за­но со стро­и­тель­ством за­во­дов в этом рай­оне, – со всех сто­рон он ока­зал­ся окру­жен­ным фаб­рич­ны­ми и за­вод­ски­ми по­строй­ка­ми. Рез­ко умень­ши­лось чис­ло при­хо­жан, и в хра­ме стал ощу­щать­ся недо­ста­ток средств, так что на­зна­чав­ши­е­ся сю­да свя­щен­ни­ки ста­ра­лись как мож­но быст­рее пе­рей­ти на дру­гой при­ход, смот­ря на это ме­сто как на бес­по­кой­ное и нена­деж­ное. Раз­ру­ха рез­ко уве­ли­чи­лась по­сле без­бож­ной ре­во­лю­ции, и де­ло кон­чи­лось тем, что в 1925 го­ду храм был за­крыт. Две неде­ли храм про­сто­ял без бо­го­слу­же­ний, ко­гда в него был на­зна­чен отец Ни­ко­лай. Свя­щен­ник на­чал с то­го, что со­здал во­круг это­го хра­ма жи­вой при­ход……