СОБЫТИЯ
1 сентября 2017 г. Атаман Маленькой сотни «Цесаревича Алексия» Коневиченко Дионисий начал занятия в Санкт-Петербургской Духовной школе.

Владыка Амвросий — ректор Санкт-Петербургской Духовной школы поздравил учащихся с Днем знании и вручил каждому подарочное Святое Евангелие.

 

О событии в СМИ

Официальный сайт Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской Епархии

 

 

 

 

Слово ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии архиепископа Петергофского Амвросия на начало нового 2017/2018 учебного года, произнесенное на торжественном акте 1 сентября 2017 года

 

Сегодняшний день полагает начало нового учебного года – маленький шаг вперед в богатой истории Духовных школ на Неве, колоссальный шаг вперед в жизни каждого из нас.

 

Особенное значение этот шаг имеет для тех из вас, кто впервые переступает порог Духовной академии. Сегодняшний день открывает новый отрезок на вашем жизненном пути, дорогие студенты, а потому со всей серьезностью встает вопрос о вашем целеполагании. На вступительных экзаменах экзаменаторы не раз спрашивали вас о том, зачем вы сюда пришли. И из ваших уст прозвучали разные ответы. Одни из вас сказали, что хотят стать священниками, другие – регентами, преподавателями, иконописцами, получить знания..

 

Верю, это были искренние ответы. Но насколько они были осознанными в контексте дня завтрашнего? Ведь вы видите в окружающей вас реальности Церковь дня сегодняшнего, но этот день неумолимо клонится к закату. Когда спустя годы вы выйдете отсюда на столь желаемое сейчас служение, вы встретите мир дня завтрашнего, еще более стремительный и непредсказуемый.

 

«Я хочу быть священником» – говорит первокурсник,  «Я знаю, что значит быть священником» – произносит выпускник,  «Как же я ошибался, думая, что знаю, что значит быть священником» – отвечает им протоиерей, перешагнувший за экватор жизненного пути,  «Я лишь начинаю быть священником» – доносится исповедь седовласого служителя Церкви Христовой.

 

Весь жизненный путь служения алтарю есть ничто иное как наполнение все более глубоким и разнообразным содержанием тех ответов, которые владеют вашим разумом и вашими мечтами сегодня.

Годы учебы здесь не дадут вам готовых и абсолютных ответов и решений, не такова их задача. Их цель – поставить перед вами правильные вопросы, из дальнейших ответов на которые будет складываться ваша жизнь с Богом и Церковью.

В свое время Марк Твен сказал, что два самых важных дня в жизни человека: это день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. А потому расценивайте Духовную Академию в глобальном смысле как пространство, где вам предоставляются наиболее благоприятные условия для того, чтобы прожить этот самый второй краеугольный день в вашей жизни – день, когда к вам придет осознание цели вашего земного странствия и уготованной вам миссии в этом мире. Если смотреть в мутную воду, то в ней мы никогда не увидим собственного отражения, своего истинного лица. Лишь в тихой глади безмятежной воды открывается человеку природа вещей и знание о себе самом.

 

Мудро и глубоко сказал об этом блаженный Августин в трактате «Об истинной религии»: –  «Не выходи за пределы самого себя, но устремись в собственные глубины, ибо внутри человека обитает истина».

В этих стенах вам будет предоставлена благословенная возможность проникнуть в собственные глубины и обрести свое место в этом мире. Одни из вас используют эту возможность и выйдут отсюда на служение, а другие, возможно, проигнорируют ее и выйдут отсюда на работу, приняв в свое сердце не Духа Святого, а духа мира сего.

А потому, мои дорогие студенты, помните с самого первого вашего дня, что получаемые здесь знания не являются самоцелью и не должны становиться вашим идолом. Все постигаемые вами здесь науки будут лишь вспомогательными инструментами на пути постижения науки наук – встречи с вечностью.

По словам Канта,  «наука – это организованные знания, мудрость – это организованная жизнь». Весь строй жизни в этих стенах будет благоприятствовать именно стяжанию мудрости как формы правильно и полноценно организованной жизни.

Не удивляйтесь, что распорядок, устав и дисциплина, которые вы встретите здесь, особые, ведь и служение, призвание к которому вы хотите открыть в себе, тоже особое. Без очищения сердца и организации собственного сознания нагие имена голой науки могут принести лишь непоправимый вред: надменность, гордыню, ложное устроение ума – все то, что в конечном итоге не позволит узреть Бога.

 

Из пространства массовой информации вы не могли не заметить, что отношения Церкви и общества стремительно меняются, как меняются и сами поведенческие нормы в этом мире. Неподготовленность Церкви и ее служителей к этим стремительным метаморфозам грозит обернуться серьезными последствиями. Первые волны информационных войн Церковный корабль выдержал, но вода изрядно хватила через борт. И это лишь начало. То, что сейчас нам кажется диким и шокирующим, уже совсем скоро станет нормой, в которой вашему поколению придется служить и проповедовать. Мир становится все более прозрачным, и правило в нем лишь одно: нечестные не выживут.

 

Но есть в этом информационном обществе и другая грань. Общедоступность информации катастрофически понижает уровень ответственности за собственные слова и заявления.

 

Вы неоднократно столкнётесь с тем, что всякий с видом знатока будет с ног до головы поливать вас грязью, и при этом массы будут верить такому «проверенному источнику». Уже во временя Аристотеля было известно, что «есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем». А потому научитесь идти своим путем, не обращая внимания на дешёвую критику. Сверяйте свой путь лишь по Солнцу Правды и компасу Евангелия, и этот путь не посрамит ваших надежд.

 

Еще одна сложная вещь, которой необходимо обучиться в условиях бушующего океана информации – это способность быть внимательным. Будущее в цифровую эпоху за теми людьми, которые научатся концентрироваться на одном деле длительное время. Мы все свидетели перемены мира и войны за внимание человека. Неумение сконцентрироваться, остаться внимательным, что значит остаться самим собой – это своеобразная форма подчинения своей воли кому-то         , кому это необходимо.

 

По сути, наше внимание – это единственное, что у нас есть действительно своего, все остальное – лишь окружающие нас обстоятельства. Наша способность здесь и сейчас понимать, ради чего живешь, здесь и сейчас осознавать свои цели и направление своей жизни – это и есть мы. Своей жизнью, собой – мы называем всю совокупность множества таких мгновений «сейчас», которые мы переживаем именно в эту секунду. И именно эта секунда – это мы и наша жизнь.

 

И именно за это мгновение настоящего в мире и развернулась война. Ее уже сложно назвать информационной, поскольку действительной информации она не несет. Это борьба создателей контента за внимание нас с вами.

 

Это борьба новостей, которые на самом деле не являются новостями. Это борьба за наше с вами мнение, за наши цели, за наши мгновения жизни. В этой борьбе нам нужно научиться находить в самих себе и в окружающих нас людях интерес больший, чем нам навязывают извне.

 

Нужно научиться ставить себе цели и идти по пути их достижения, несмотря ни на что. Потому что в противном случае найдутся люди, которые навяжут нам собственные цели и уговорят идти выгодной им дорогой.

 

Именно этой внимательности вы сможете научиться в стенах Духовной Академии. Так уж случилось, что ее многовековой полумонастырский уклад создавался и жил именно с этой целью – научить человека быть внимательным к своему внутреннему миру, к окружающим ближним, к делу, которым он занят, к науке, которую он изучает. Прежде всего, в Академии за годы учебы нужно научиться молиться. А для этого нужно уметь сосредотачивать свое внимание на молитве. Это сложно, особенно для нас, детей века нынешнего, привыкших занимать внимание информационными развлечениями, не несущими смысловой нагрузки. В помощь вам в эти годы будут академические службы, жизнь по строгому распорядку, где для каждого дела есть свое время. Все это поможет структурировать свою жизнь, наполнить ее действительно важными и развивающими духовно, эмоционально, интеллектуально событиями и вещами.

 

Но несмотря на условия, главный выбор останется за вами. Только вы, каждый самостоятельно, примете конечное решение – сосредотачиваться на словах молитвы в течение двух-трех часов службы, или мечтать и думать о своем, что несомненно легче. Читать серьезные книги или листать бесконечные ленты в социальных сетях. Сходить на час в спортзал, подышать свежим воздухом в парке или на природе, или провести это время бесцельно – в пустых разговорах, развлечениях и лени. Планировать то небольшое количество времени, которое останется в распорядке – или пускать даже эти редкие часы на самотек.

 

Еще раз хочу сказать о двух самых важных аспектах времени в Академии – это интеллектуальное развитие и духовная жизнь. Обе эти вещи невозможно проконтролировать со стороны, административно, да и не нужно, и над первым и над вторым направлением вам предстоит работать по большей части самостоятельно. Хотя вам в помощь со стороны Академии будет дано все: специальное время на молитву и все условия для нее; время и обстоятельства отведенные на учебу, интересные лекции, выдающиеся и лучшие в своей области преподаватели, возможности культурной и интеллектуальной столицы с ее библиотеками, музеями, архивами, лекториями.

Чтобы развиваться интеллектуально – окунайтесь с головой в сложные предметы. Как говорила в этом зале не так давно выдающийся петербургский ученый-когнитивист Татьяна Владимировна Черниговская, единственный способ развивать мозг – это читать сложные книги. Если книга кажется вам легкой – значит вы сейчас не развиваетесь. Усложняйтесь, растите вверх и вглубь себя, читайте и пытайтесь разобраться в сложной литературе, в философии, в логике. Занимайтесь тем, что дается тяжело, ибо только в такие сложные минуты все мы растем. Не стремитесь к легкой жизни, потому что она – явный признак деградации. Помните, что если вам трудно, значит, все в порядке: как раз сейчас вы растете. Это утверждение справедливо и для обучения и для духовной жизни и для физических занятий.

 

Чтобы развиваться духовно – молитесь и участвуйте в евхаристической жизни. Учитесь быть внимательными через молитву. Неслучайно великие аскеты и святые отцы Церкви так много говорят об умной Иисусовой молитве, одном из самых сложных дел в духовной жизни. Поверьте, легче не делать не разрешенного в духовных школах, не делать чего-то         всегда легче, чем что-то         делать. Но трудно заставить себя сосредоточить свое ленивое и постоянно рассеивающееся внимание на словах молитвы к Спасителю. Это сложно, но вы помните, мы растем только тогда, когда сложно. Пусть сначала это будет пять минут каждый день – но впоследствие вы научитесь этому, станете совершенствоваться.

 

Участвуйте в евхаристической жизни, потому что это вообще самое важное в жизни каждого христианина. Причащайтесь за каждой Литургией, потому что они служатся именно для этого момента соединения с воскресшим Спасителем. Подходите к этому с величайшей серьезностью и пониманием особенности и неповторимости момента Причастия.

 

И если вы учтете все эти немногочисленные аспекты жизни ближайших лет в Академии, обещаю, годы проведенные здесь, изменят всю вашу дальнейшую жизнь. Если вы научитесь молиться, привьете себе вкус к сложным наукам, разовьете способность контролировать свое время и управлять им – все остальные прикладные вещи не сами собой, но благодаря вашей собранности, будут сопутствовать вам.

 

Многие из вас станут священниками, служителями и проповедниками Евангелия в этом мире. Мире, наполненном и переполненном контентом. Чтобы вас услышали, вы должны быть интересными. Не получится говорить штампами и прикрываться формулировками. Вам нужно научиться подходить к делу проповеди творчески, потому что даже ваши современники будут прислушиваться к вам только тогда, когда вы будете интересны им. Помните, что наш пример в этом – Господь Иисус Христос, о котором даже фарисеи говорили:  «никто из людей не говорил так, как говорит Этот Человек»  (Ин.7:46).

 

Дерзайте!  «Ибо Христос победил мир!»  (Ин. 16,33)