|
7 мая 2017 года, воскресенье. Храм Тихвинской иконы Божией Матери Сестрорецка. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Часы. Исповедь. Божественная Литургия. Крестный ход. Молебен
|
Неделя четвертая по Пасхе, о расслабленном |
|
В сей день, в четвертую неделю от Пасхи, совершаем воспоминание о расслабленном и празднуем это чудо соответственно его величию. |
Стихи
Слово Христа укрепляет расслабленного — так целительно только одно это слово.
В сей день установлено праздновать чудо это, потому что Христос совершил его во время еврейской Пятидесятницы. Ибо, пришедши в Иерусалим на праздник, Он вошел в купальню, построенную Соломоном, при которой было пять крытых ходов и которая называлась Овечьей, потому что там мыли внутренности овец, закалаемых на жертву во святилище, а может быть, и потому что первый, кто входил в нее, когда однажды в год Ангелом возмущена в ней была вода, выздоравливал [35]. Там Он находит человека, который за неимением, кто бы опустил его в воду, лежал тридцать восемь лет. Из этого мы познаем, в какой мере благое дело терпение и выносливость! А также и то, что, поелику предстояло установление крещения, очищающего всякий грех, Бог премудро устроил в Ветхом Завете совершать чудеса чрез воду, дабы когда откроется крещение, оно беспрепятственнее было принято. К сему-то расслабленному, по имени Иар, подходит Иисус и вопрошает, а он жалуется на неимение человека, который бы ему помог. И Христос, заметив, до какой степени он изможден немощью, говорит: «Возьми постель твою и ходи»; он тотчас выздоравливает и, подняв одр на плечи, дабы событие не оказалось мнимо-мечтательным, идет с ним в дом. А как это было в субботу, то иудеи воспрещали ему идти. Но он ссылался на Исцелившего, Который сказал ему идти, не зная между тем, Кто Он таков, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.
Потом Иисус встретил его в храме и говорит ему: «Вот, ты выздоровел; не греши же, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Некоторые неправильно говорят, что Христос потому именно это сказал, будто расслабленный имел впоследствии дать пощечину Иисусу, когда Он стоял перед первосвященником Каиафой, и что за это он наследует казнь в вечном огне, злейшей расслабления, и не тридцать восемь лет, но всегда будет мучиться, а скорее, Господь указал на то, что немощь расслабления приключилась ему от грехов. Не всякая, однако, немощь происходит от грехов, но и от естественного недуга, от пресыщения и от нерадения (о здоровье) и от многих других причин. Расслабленный, определенно узнав, что исцеливший его есть Иисус, дает об этом знать иудеям, они же, подстрекаемые мстительностью, искали убить Христа за то, что Он нарушил субботу. Он же им многое говорил, научая, что вполне законно оказывать благодеяние и в субботу и что Он именно и есть повелевший соблюдать субботу, как равный Отцу, и как Отец доныне делает, так и Он[1].
Нужно принять к сведению, что этот расслабленный есть иной, различный от расслабленного [о котором говорится] у Матфея. Ибо последнее событие произошло в доме, где расслабленному прислуживали люди и он услышал: «Прощаются тебе грехи твои»[2]; а это совершилось в притворе, и этот не имел человека, как говорит Святое Евангелие, и что он взял постель, как и тот. Празднуется же ныне потому, что это случилось в Пятидесятницу, как и событие с самарянкой и слепым. Празднуем Фоме и мироносицам в удостоверение воскресения Христова из мертвых, а прочие события до вознесения, потому что Он совершил их, хоть и в разное время, но только в течение еврейской Пятидесятницы, и то об этом упомянул почти только один Иоанн.
По безграничной милости Твоей, Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.