СОБЫТИЯ
Заседание Византийского клуба - 21.12.2016 17:00

Доклад Александра Владимировича Посадского будет, должен быть неким программным основанием работы Византийского клуба на 2017 год.

Кирилл Александрович Фролов

 

РУССКИЙ МИР: ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ И ВИЗАНТИЙСКИЕ ИСТОКИ

 

Русский мир предстает как трансконтинентальное пространство и наднациональная общность. Он поликонфессионален и многонационален. Он вбирает в себя Россию, Русское Зарубежье, диаспоры, страны и народы.

 

Сопричастность Русскому миру означает вовлеченность в бытие Российской цивилизации и русской культуры, соучастие в аксиосфере русской культуры как объединяющем начале Российской цивилизации. Русский мир обретает самотождественность посредством соотнесения себя с русской (российской) системой ценностей.

  

Русский мир — явление глобального масштаба. Русский мир — форма участия России в исторических судьбах человечества. Это глобальное измерение, глобальная проекция Российской цивилизации. Русский мир выражает всемирную роль России в началах глобального служения. Он являет Российскую цивилизацию и русскую культуру в лице служения странам и народам.

 

В русской культуре, во многом благодаря православной традиции, утвердились глубочайшие представления о духовном достоинстве человека. Русское миросозерцание связано с раскрытием образа Божьего в ближнем, познанием собственной личностной глубины и великого достоинства другого, призванного к ответственному духовно-творческому строительству — личному духовному самостоянию. Русской культуре свойственна возвышенная этика достоинства, видящая личное существование соединенным с величием в духовном самостоянии как суверенном творческом развитии. В русле русского миросозерцания, народы, будучи союзами свободных персон, личностными сообществами, предстают призванными к суверенному духовному самостоянию — развитию при опоре на собственные творческие силы.

 

Русское национальное самостояние, в силу объединяющего культуротворческого потенциала русского народа, его объединительной миссии, соединено с созиданием многоуровневой, творчески насыщенной, сложной идентичности, где национальная идея органически интегрируется с цивилизационной. Русское самостояние выражается в творении русской культуры как общероссийском всенациональном деле, формировании России как единого духовного организма, российской цивилизационно-культурной самобытности, России как многонародного государства-цивилизации. Исторически русское духовно-творческое самостояние имело общероссийское значение, приобрело общероссийский смысл, стало неотделимым от российского. Своей многовековой историей Россия доказала способность к стратегическому национально-культурному и цивилизационному самостоянию, ставшему опорой самостояния государственного — независимого политического бытия страны-цивилизации.

 

Русское самостояние проявилось в формировании Русского мира как творчески-посредническогодуховно-объединяющего служения России миру. Русский мир выражает Российскую цивилизацию в модусе ее всемирного служения. Русский мир — это живой духовный организм России, служащий своей духовностью всем народам.

 

Русский мир — доступные всем культурные просторы, пронизанные животворящими энергиями России, русского духа и русской культуры. В Русском мире раскрывается глобальная проекция русского самостояния. Через него Россия предлагает ценности и культурные практики, которые могут быть усвоены многими народами.

 

Его существование свидетельствует, что она обладает необходимыми культурными ресурсами для инспирирования глобального цивилизационного пространства. Русский мир — пространство раскрытия глобального российского миротворчекского и культуротворческого потенциала, потенциала русского народа как глобальной нации, выступающей субъектом сложнейших и возвышенных культуротворческих и миротворческих процессов.

 

Русский мир — пространство отождествления личности и достоинства. Это мир возвышенного духовно-творческого призвания личности, утверждающий ее достоинство. Это мир, содействующий раскрытию и расцвету творческих сил стран и народов, где осуществляется их духовно-творческое самостояние, благополучно раскрываются их созидательные дарования.

 

Историческая Россия созидалась духом свободы. Русский народ и все народы нашей Родины свободно реализовали призвание к духовному самостоянию. Россия обрела себя подлинным субъектом истории в органическом свободолюбии, присущем ее народам. Русский мир, черпая свою духовную энергетику из аксиосферы России, развивается в традициях органического свободолюбия. Русский мир — пространство, пронизанное духом свободы. Это свободный мир — мир свободного духовно-творческого самостояния. В жизни Русского мира соучаствуют народы, дорожащие своей свободой и достоинством, готовые отстаивать свое суверенное развитие. Будучи пространством свободы, Русский мир всемерно содействует духовному и материальному развитию народов и стран.

 

Русский мир зиждется на признании суверенитета в качестве универсальной и фундаментальной ценности.

 
Русский народ всегда дорожил свободой и достоинством, защищал целостность и независимость избранного пути. Исторически русский народ и народы России осуществили совместный подвиг отстаивания суверенитета. Они всегда находили достойные ответы тем, кто рассматривал суверенитет нелегитимным, успешно преодолевали различные стратегии наступления на него. Своей историей Россия засвидетельствовала ценность суверенного развития. Российский опыт неопровержимо свидетельствует в пользу созидательного суверенного самостояния.

 

В пространстве Русского мира ценность суверенитета означает отстаивание образа человека как активного субъекта исторического процесса, как существа, сопричастного духовной свободе, выражаемой в творческом развитии истории и культуры. Ценность суверенитета восходит к образу суверенной личности, обладающего даром свободы творца историко-культурных форм.

 

Ценность суверенитета соединена с достаточно ясным видением народной жизни. Речь идет о народе, регулирующем собственную природу через пронизанную культурой свободу. Народ как исторический суверен отнюдь не сводим к  «толпе одиноких», где инстинкты и эгоистические интересы поглощают свободу и разум.

 

Народ, будучи носителем суверенитета, предстает как единство свободных персон, выступающее творческим хранителем исторически сформированных форм культурной жизни.

 

Суверенитет, проистекающий из свободного самоопределения народа, воплощает его историю и культурную самобытность. Свободно полагающий свою судьбу, выступающий самоуправляющимся обществом народ является культурной целостностью. Суверенный народ — самобытная культурная общность, охваченная конкретным культурно-историческим проектом воплощения свободы. Ценность свободы неотделима от ценности культурно-исторического творчества. Соучастие в бытии народа подразумевает участие в его культурной жизни. Безусловно суверенной общей волей обладает народ как носитель культурной идеи, принадлежащий к самобытному культурному миру, призванный к осуществлению осознанной им исторической миссии.

 

Видение человечества разделенным на самостоятельные народы подразумевает и перспективу единства. Духовное единение осуществляется в кооперации и солидарности национально конкретных сообществ, самобытных народов, взаимодействии неповторимых цивилизационных образований. Между идеей нравственного единения человечества, общечеловеческим суверенитетом и многообразием духовных путей суверенного развития присутствует очевидная связь. Русский мир нормативно исключает попрание прав народов на суверенное самобытное бытие. Важно подчеркнуть, что Русским миром как поощряются и создаются условия для раскрытия различных путей суверенного развития, так и отстаивается общечеловеческий суверенитет, общечеловеческие начала духовно-творческого самостояния.

 

Русский мир выражает свойственное России архитектоническое стремление. Оно состоит в склонности поддерживать и формировать определенный образ мироздания. При этом речь не идет о конструировании некой искусственной идентичности. Имеется ввиду глубинное раскрытие идентичности общечеловеческой, обнаруживающей себя в различных формах, поддержание и содействие развитию мира как всечеловеческого солидарного космоса в неповторимых конфигурациях, космоса бесконфликтного и многополярного. Подобное архитектоническое стремление обуславливает логику бытия Русского мира как российского глобального мегатренда.

 

Русская культура − культура соборного самоопределения, соборной духовно-ценностной парадигмы. Культуротворческая деятельность русской нации связана с осуществлением ценности соборного бытия. Соборность как образ коммуникации целостных одухотворенных персон глубочайшим образом выражена, с исключительной глубиной раскрыта в русской культуре (что и даёт основания говорить о соборности как ее базовой ценностной доминанте). Очевидно, русская соборность вызрела под воздействием православия, стала итогом творческого наследования византийской культурно-цивилизационной модели.

 

Соборность − ценность русской культуры, подразумевающая свободное духовное единство личностей, сохраняющее идентичность участников общения. Соборность связана с сочетанием в высшем синтезе индивидуально-личного и общественного начал. Она делает личность проводником духовно-объединяющего начала во вселенной, хранящим уникальное своеобразие её форм. Проявлением соборности является характерная для русской культуры открытость к восприятию других культурных миров, стремление к их сохранению и творческому освоению, терпимость и согласие в национальных отношениях.

 

Русская культура обогатила ценностью соборности народы России, пробудила силы соборности в их бытии, выступая в качестве связующего начала для различных культурных миров, последовательно формируя российский культурно-цивилизационный синтез. Присущая русской культуре жизнестроительная ценность соборного единства стала ценностью общероссийской, сделалась духовным основанием Российской цивилизации, организующим самобытное российское культурно-цивилизационное пространство, стала основой устроения российского социокультурного бытия. В силу ценностной доминанты соборности многовековой опыт России связан с мирным покорением огромных пространств, сохранением уникальных культурных традиций, бесконфликтным формированием многонационального государства.

 
Воплощая в исторической жизни ценность соборности, русская культура объединила культуры различных народов. Именно в этом объединении, по верному замечанию Д. С. Лихачева, и состоит ее историческая миссия. Д. С. Лихачев говорил и об исторической миссии России. Она состоит в том, чтобы служить мостом между народами. Мыслитель совершенно верно соединял историческую миссию России и русской культуры, придавал миссии русской культуры общероссийский смысл, так как в ходе истории ценность соборной творческой открытости другим культурам стала ценностью общероссийского масштаба.

 

Русский мир выступает носителем и выразителем исторической миссии России и русской культуры. Он является соединяющим творческим посредником между странами и народами, мостом между ними. Он призван служить укреплению взаимопонимания и сотрудничества людей с разнообразными духовными традициями. Это осуществимо в силу пронизанности его пространства интенциями соборности, проявляющимися в терпимости, активном миролюбии, творческой открытости, стремлении к взаимопониманию, духовно-творческому единству с культурными вселенными. Если вслед Д. С. Лихачеву понимать под евразийской идеей взаимообогащающее общение культур Европы и Азии, выступающее основанием политического и экономического сотрудничества, то Русский мир предстает органическим носителем евразийской идеи.

 

Одна из ключевых особенностей Российской цивилизации состоит в мирном совместном проживании народов. Народы России сообща строили общий цивилизационный дом, вместе отстаивали суверенитет Отечества. Их согласие стало источником духовной силы и материального процветания нашей Родины. Российский опыт многовекового развития, включает бесценный опыт проживания народов в согласии, уникальный опыт совместного жизнестроительства. Выработанные в ходе длительного исторического пути миростроительные, миротворческие образы жизни, ставшие традиционными для России, имеют значение, как для самой страны, так и для всей планеты. Наша страна может выступать примером многонародного союза для всего человечества. Ее миростроительный исторический путь, будучи прообразом мирового сожительства народов, имеет нормативное значение.

 

Русский мир — пространство актуализации российских миростроительных образов жизни. Его уверенно можно охарактеризовать как пространство миротворческое, созидающее формы жизни, идеи и ценности, укрепляющие согласие между людьми. Им всесторонне раскрывается присущий России опыт миротворения, что является стратегически важным в целях обретения глобальной стабильности. Речь идет о пространстве миростроительного развития, общепланетарной солидарности и кооперации, которым могут воспользоваться все народы ради достижения миротворческих целей, пространстве, служащем формированию стратегической стабильности и безопасности на планете.

 

Нельзя забывать, что миротворческие жизнестроительные формы и солидарные образы бытия, распространяемые Русским миром органически входят в историческую ткань народов. Отчуждение Русского мира от жизни народов и стран оборачивается разрушением миротворческих образов жизни как таковых, содействует усилению напряженности и эскалации конфликтов.

 

Искусственно навязываемое сужение Русского мира, навязывание процессов дерусификации, умаления русскоязычного культурно-лингвистического пространства сопровождается разрушением миротворческих жизнестроительных форм, трагедиями и катастрофами. Попытки искусственного замещения, посягательства на пространство Русского мира оборачиваются межнациональными конфликтами, войнами, терроризмом и экстремизмом.

 

Русский мир оппонирует фальсификации миротворческих процессов, с которой сталкиваются страны и народы. Нередко разговорами о согласии камуфлируются катастрофические революции, разрушительные интервенции, рафинированные формы колониализма. Для Русского мира нравственно неприемлемы любые попытки лицемерно прятать за словами о согласии эгоистические интересы, хищнические стремления манипулировать ближним вплоть до его прямого порабощения. Им отстаивается подлинная суть миротворчества, имеющая ввиду благо для всех. Обращение к реалиям Русского мира позволяет отличить истинное миротворение от его суррогатов.

 

Для выявления подлинного образа Русского мира целесообразным представляется обращение к наследию Д. И. Менделеева. В развитии мировой кооперации и солидарности, формировании общечеловеческого единства в многообразии великий ученый усматривал суть прогресса. Наше Отечество он характеризует как мирную Россию. Русский народ как принадлежащий к числу мирнейших. На его взгляд, Россия никогда не имела эксплуатируемой колониальной периферии. Колониальной политике она предпочла мирное сотрудничество и сосредоточение, творческий труд по объединению Востока и Запада, примирению Европы и Азии. «Если мысль о равенстве прав людей в государстве составляет прогрессивный венец XVIII ст., то мысль о равенстве народов и стран составляет один из результатов, завещанных XIX ст. для всех будущих веков…», — писал мыслитель. На его взгляд, наша эпоха призвана к окончательному отвержению представлений о низших и высших народах. «В этом последнем отношении Россия по духу народному и потому, что содержит немало рас иной крови, равно как и потому, что признает по существу равенство всех своих народов, стоит впереди не только перед Китаем, но даже и перед Англией и Соединенными Штатами», — утверждал он. Следуя воззрениям великого ученого, России принадлежит существенная роль в общечеловеческом прогрессе как возрастании солидарности стран и народов при сохранении их уникального своеобразия.

 

Опираясь на данные Д. И. Менделеевым характеристики ценностного пространства России и путей ее глобального служения, важно указать на подлинно прогрессивный характер Русского мира. Силы Русского мира направлены на возрастание человеческой солидарности и мирной кооперации при сохранении многообразных культурных форм, что составляет сущность прогресса. Русский мир обретает свою прогрессивную цель в глобальном служении мирной всечеловеческой интеграции при сохранении духовного многообразия. Им нормативно утверждается прогрессивная идея равенства народов и стран, возвышенные духовно-нравственные представления о человеческом достоинстве. Самим своим существованием он свидетельствует о равном достоинстве народов и рас. Русский мир служит опровержению различных форм расизма, колониализма, несправедливого деления народов на цивилизованные и варварские, внедряемой идее о неизбежном противоборстве стран и цивилизаций.

 

Посредством Русского мира Россия предлагает справедливый, основанный на любви к ближнему, мире и духовном единстве, сценарий глобализации. Он означает воплощение справедливой системы управления глобальными процессами − системы, которая обеспечивает равное участие народов, подотчётна им, решения которой приемлемы для всех. Такой сценарий подразумевает взаимообогащающую межкультурную коммуникацию, сохранение исторически сформированных идентичностей, сложившихся многообразных культурных практик. Он утверждает общечеловеческую солидарность, равное соучастие людей в научно-техническом прогрессе и хозяйственном преобразовании вселенной. Речь идет о ценностной модели глобализации, предполагающей общепланетарный путь, в который вовлечено всё человечество, а не только «привилегированные» сообщества.

 

Россией с исключительной глубиной раскрыто гармоничное сочетание ценности личного развития и ценностей коммунитарных. Такое сочетание (соответствующее идее соборности) — классическая нормативная позиция Российской цивилизации. Историческое определение Россией баланса коммунитарных и персональных ценностей делает притягательной перспективу освоения российских миростроительных принципов странами и народами.

Равновесие между уважением к свободе личности и следованием общему благу, гармоничное соединение заботы об общностном развитии, социально-нормативном порядке с личными идеалами исторически присущее Российской цивилизации явлено в Русском мире, что позволяет увидеть его пространство ценностным ресурсом мирового значения.

Русский мир призван к воплощению ценностного синтеза, связывающего ценность социальной общности с вниманием к личному достоинству и свободе, в архитектуре глобального цивилизационного пространства. Он придает различным сообществам стимул для творческого раскрытия собственных путей слаженного сочетания, основанного на нормативных принципах, социального порядка с утверждением значения свободного развития личности.

 

Русское национальное самосознание формировалось в неразрывной связи с отстаиванием значения традиционных ценностей и образов жизни, глубинного понимания идентичности. Другие народы русские лицезрели неповторимыми носителями божественных замыслов, призванными к свободно-творческому раскрытию их в истории. В России утвердилось надконтекстуальное и эссенциалистское видение истории народов. Это означает, что смысл их исторического бытия не может быть сведен к социальным контекстам. Он не есть продукт искусственного субъективного конструирования, но обладают глубинным содержанием, восходящим к фундаментальным духовным ценностям.

 
Русский мир выступает оплотом традиционной духовности, пространством отстаивания традиционных ценностей и стилей жизни, миром высокой идентичности. Это мир общего культурного понимания, хранящий глубинные представления о природе идентичности человеческих сообществ, отстаивающий питающие идентичность традиционные нарративы. Он выражает не некие слабые, тонкие, бессодержательно-абстрактные идентичности, а идентичность содержательно-насыщенную, сильную и высокую. Такая идентичность требует крепких социальных связей, проявления большой солидарности ради участия в совместном культурном проекте — проекте, объединенном высокими духовными смыслами. Речь идет об идентичности ценностно-насыщенной — наполненной глубинным исторически сформированным духовно-ценностным содержанием. Современному оспариванию путем теоретических конструкций и дегуманизирующих социальных технологий традиционных ценностей и образов жизни, сильной и высокой идентичности Русский мир противопоставляет утверждение их непреложного значения.

 

Русский мир создает условия для всестороннего раскрытия народно-культурной самобытности. Его пространство хранит духовно-ценностные начала народной жизни. Он укоренен в истории, зиждется на глубинных народно-культурных основаниях, есть форма единства культурной жизни в ее многообразных формах, пространство, выражающее творимые народом в преемственности исторических поколений ценности. Он есть мир народно-исторический. Как таковой он предполагает наличие вовлеченного общества. Речь идет об обществе, созидательно вовлеченном в культурные процессы.

 
Русский мир — мир, отстаивающий суверенитет права. При этом речь идет об отстаивании правотворчества, укорененного в естественно-правовых  (или нравственно-правовых) основаниях. Естественное право выступает нравственным истоком права позитивного, синонимом нравственно-должного в нём, определяет линии его совершенствования. Духовое развитие личности и, в силу сопряжённости личностного и социального, общественное единство, одухотворённая солидарность − неоспоримые нравственные принципы, важнейшие составляющие естественного права. С ними необходимо соотнесение любой системы формального законотворчества. Последнее должно быть соотнесено и с народными представлениями об общем благе, вбирающими культурные ценности, традиционную народную духовность и мораль, также выступающими составляющими нравственного права.

 

Николай Бердяев когда-то               справедливо указал на то, что русский народ есть самый коммюнотарный (от лат. communitas — общность, общение) народ в мире. Вслед за отечественным мыслителем можно определить коммюнотарность как устремленность к духовному единению людей, к воплощению идеалов братства.

 

Коммюнотарность означает особый тип межчеловеческого общения, которому присущи такие черты как искренность, уважение другого, его восприятие как достойного субъекта диалога, выступающего носителем уникальных ценностей и идентичности. Коммюнотарности свойственно глубинное взаимопонимание, обретение духовной родственности и близости в соприкосновении и взаимном открытии друг другу человеческих вселенных. Коммюнотарность характерна как для русской культуры, так и для пронизанной русской культурой Российской цивилизации. Коммуникативная этика русской культуры и Российской цивилизации глубинным образом связана с коммюнотарностью, имеет коммюнотарный характер и смысл.

 

Русский мир творится как коммуникативное сообщество, зиждущееся на принципах коммуникативной этики русской культуры и Российской цивилизации. Коммуникативная этика Русского мира подразумевает уважение духовного достоинства народов, умение увидеть всю глубину и своеобразие их исторических путей, культурного наследия, ментальности и идентичности. Она означает взаимодействие со странами и народами как имеющими право на самобытное культурное наследие и своеобразное развитие. Принципы коммуникативной этики Русского мира адекватны современной ситуации, характеризующейся глобальным пробуждением идентичности, превращением темы идентичности в ключевую тему международных отношений. Они отвечают интересам большинства населения земли, могут быть востребованы всеми людьми, послужить обретению полноформатных механизмов стратегического взаимодействия между странами, раскрытию потенциала всемирной кооперации.

 

От возвышенной коммуникативной этики Русского мира неотделим русский язык. Русский мир — пространство распространения и влияния русского языка.

 

Русский язык есть осуществление дара всечеловечности. Им русский народ доказал, что он вселенский и всечеловеческий по своему духу. Русский язык претворил Российское цивилизационное пространство в органическое целое. Он выражает всемирный дух России, исполняет ее всемирно-исторические задачи.

Во всемирном значении русского слова отчетливо прослеживается российская миссия глобального служения.   Через русский язык Россия всесторонне содействует развитию человеческой солидарности и мирной кооперации при сохранении многообразных культурных форм.

 

Известно, что язык — это мировосприятие и мировоззрение. Язык несет смыслы и ценности, определяющие строение жизненного мира. Русский язык — активный носитель истины нравственного единения человечества при сохранении всего своеобразного и уникального. Это язык миролюбия и братства.

Русский язык имеет вселенско-преображающее значение. Русским словом воссоединяется социокультурный космос, осуществляется преображение социальной жизни в пространство Русского мира. Это объединяющий язык, преобразующе соединяющий личности и мироздание, осуществляющий духовно-преображающее возделывание вселенной.

 

Русский язык является языком, сберегающим культурное достояние, хранящим неповторимое духовное наследие народов. Вместе с тем он выступает языком развития, языком современности, способствующим модернизационным преобразованиям стран и народов, содействующим их активному социально-политическомунаучно-технологическому, экономическому росту и прогрессу.

 

Русский  язык — глобальный язык мира и солидарности, прогресса и развития, объединяющий народы, связывающий человечество.  Он является общечеловеческим достоянием.

 

 Русский язык  справедливо может быть уподоблен греческому  койне. Он сыграл туже роль, что и греческий койне, связывая Восток и Запад на глобальных евразийских просторах. Как и греческий язык, он выступил собирателем великого  цивилизационного пространства, явился проводником определенной модели глобализации. Вселенскость русского языка во многом обусловлена тем, что Россия творчески продолжила греко-византийские традиции.

 

Русско-византийские отношения исторически носили сущностный, глубинный характер. С принятием христианства свершается усвоение творческого ядра Византийской цивилизации Россией. Византийское наследие органично входит в российские исторические ткани, становится неотъемлемой составляющей российского историко-культурного процесса, делается фактором формирования цивилизационной субъектности и суверенитета, источником оформления самобытного лика России, пробуждает ее грандиозные исторические силы.

 

Со всем основанием надо говорить о российском созидательном воспроизведении византийской традиции. Если использовать терминологию великого отечественного философа Г. В. Флоровского, то Россия может быть названа цивилизацией русского византинизма (или эллинизма). Как таковая она творчески воссоздает византийско-эллинистический проект глобализации. Русский мир предстает его органическим продолжением.

 

Византия в непрерывной преемственности претворяла линии античной глобализации, воплощая эллинистическую вселенскую идею, восторжествовавшую со времен Александра Македонского. Несомненно, эллинизм в Византии был воцерковлен. Христианство и эллинизм слились в единое целое. Византия предстает как эллинохристианская цивилизация, цивилизация эллинохристианского духа. Она осуществляет всемирное шествие эллинизма в его неразрывной связи с христианской идеей, выступая всемирным проводником духовности и прогресса.

 

Византийскую эстафету переняла Россия, преемственно став движущей силой глобализации культурно-исторического процесса, вбирающей новые регионы планеты. Всемирное влияние русской культуры и Российской цивилизации, формирование пространства Русского мира предстает как творческое продолжение глобализации византийско-эллинистической.

 

В контурах Русского мира отчетливо проступают черты византийской глобализации, очевидно созерцаются византийско-эллинистические основания. Это касается утверждения ценности личного бытия и достоинства народов, свободного и суверенного развития, как отдельной личности, так и целых народов и стран. Нельзя забывать о том, что сама концепция свободного суверенного субъекта была выработана в ходе византийско-эллинистической глобализации, выразившей христианские ценности на языке античной культуры.

 

Важно указать и на то, что Византия была миростроительным государством, всемерно распространяющим цивилизационную идею, несущим стратегическую стабильность и безопасное развитие в евразийские миры, государством, не знавшим эксплуатируемой периферии. Она утверждала идею равенства народов, их право на культурное наследие и суверенное развитие. Византия содействовала национальному самоопределению, раскрытию культурного своеобразия и неповторимых идентичностей, способствовала сложению многополярного мироустройства, формированию всемирной солидарности и кооперации.

 

Будучи народно-историческим и нравственно-правовым государством, цивилизацией правового классицизма, нравственности и права, цивилизацией культурного континуитета Византия инспирировала развитие глобального нравственно-правового и народно-историческогопространства, что бесспорно уподобляет ее России. 
 

Российско-византийской парадигме глобализации присуще видение единства и целостности истории и вместе с тем полифоничности, плюрализма, негомогенности культурно-исторического процесса. Ей свойственно постижение историчности человеческого существования, а также незавершенности, свободы и открытости исторического движения творческому рождению новых идентичностей и ценностных комплексов. Для нее характерно определение содержания исторического бытия через обретение возвышенного исторического опыта культуры, через оформление ткани истории духовными смыслами, преумножение духовных слоев исторического, свободное культурное самополагание и оформление человека. Ей присуще гармоничное сочетание пространственного движения и проникновения в глубину человеческой души. Она вызвала к жизни творческие энергии, направленные как на преображение внешнего мира, так и глубокое постижение человеческой природы. Она явила вселенную, где динамическое освоение мироздания гармонично соединилось с творческим освоением культурной самобытности, духовно-ценностных ресурсов прошлого и настоящего, углублением исторической памяти, обогащением, непрерывным созидательным обновлением духовных сил.

 

Она носит возвышенный смыслоценностный характер и может со всем основанием быть названа идеационной глобализацией — глобализацией, в основании которой лежат высокие духовные смыслы, определяющие структуры рационально-технической стороны цивилизационного космоса. Идеационная глобализация предстает целостным духовно-ценностным явлением, осуществленным в непрерывных линиях российско-византийского исторических развития.

 

Подведем итоги. Русский мир предстает как трансконтинентальное пространство и наднациональная общность. Его духовно-ценностные основания органически связаны с аксиосферой страны-цивилизации России. Сопричастность Русскому миру означает вовлеченность в бытие Российской цивилизации и русской культуры, соучастие в их аксиосфере.

 

Русский мир — явление глобального масштаба. Он — форма участия России в исторических судьбах человечества. Он выражает всемирную роль России в началах глобального служения, являет Российскую цивилизацию и русскую культуру в модусе духовного служения странам и народам.

 

Русский мир — пространство отождествления личности и достоинства. Это мир, утверждающий достоинство народов, содействующий раскрытию и расцвету их творческих сил и созидательных дарований.

 

Русский мир — пространство, пронизанное духом свободы. Это свободный мир. Он развивается в традициях органического свободолюбия, зиждется на утверждении суверенитета в качестве универсальной и фундаментальной ценности, свидетельствует о значимости свободного суверенного духовно-творческого самостояния, нормативно исключает попрание прав народов на суверенный самобытный путь.

 

Он выражает свойственное России архитектоническое стремление к развитию мира как всечеловеческого солидарного космоса в неповторимых конфигурациях, космоса бесконфликтного и многополярного. Будучи соединяющим творческим посредником между странами и народами, служа мостом между ними, он выступает носителем и выразителем исторической миссии России и русской культуры.

 

Русский мир — пространство миротворческое, созидающее формы жизни, идеи и ценности, укрепляющие согласие между людьми. Речь идет об очаге общепланетарной солидарности и кооперации, пространстве миростроительного развития, которым могут воспользоваться все народы ради достижения миротворческих целей, пространстве, где отстаивается подлинная суть миротворчества, имеющая ввиду благо для всех, пространстве, служащем формированию стратегической стабильности и безопасности на планете.

 

Важно указать на подлинно прогрессивный характер Русского мира. Его силы направлены на возрастание человеческой солидарности и мирной кооперации при сохранении многообразных культурных форм, что составляет сущность прогресса. Им нормативно утверждается прогрессивная идея равенства народов и стран. Он служит опровержению различных форм расизма, колониализма, несправедливого деления народов на цивилизованные и варварские, внедряемой идее о неизбежном противоборстве стран и цивилизаций. Посредством Русского мира Россия предлагает справедливый, основанный на любви к ближнему, мире и духовном единстве, сценарий глобализации.

 

Русский мир выступает оплотом традиционной духовности, пространством отстаивания традиционных ценностей и стилей жизни, высокой идентичности. Он есть мир народно-исторический, создающий условия для всестороннего раскрытия и развития народно-культурной самобытности.

 

Русский мир — мир, отстаивающий суверенитет права. При этом речь идет об отстаивании правотворчества, укорененного в естественно-правовых  (или нравственно-правовых) основаниях.

 

Русский мир творится как коммуникативное сообщество, зиждущееся на принципах коммуникативной этики русской культуры и Российской цивилизации. Коммуникативная этика Русского мира строится на уважении духовного достоинства народов, умении увидеть всю глубину и своеобразие их исторических путей, ментальности и идентичности. Она означает взаимодействие со странами и народами как имеющими право на самобытное культурное наследие и своеобразное развитие.

 

Русский мир — пространство распространения и влияния русского языка. Русский язык — язык нравственного единения человечества, осуществляющий духовно-преображающее возделывание вселенной. Это язык мира и солидарности, прогресса и развития.

 

В контурах Русского мира отчетливо проступают черты византийской глобализации, очевидно созерцаются византийские основания. Формирование его пространства предстает как творческое продолжение глобализации византийско-эллинистической, носящей возвышенный смыслоценностный характер, являющейся глобализацией идеационной.

 

Александр Посадский

 

Об авторе: Посадский А. В., профессор Смольного института РАО, эксперт Всемирного Русского Народного Собора, Секретарь Рабочей группы Экспертного центра ВРНС по вопросам казачества