|
Доклад казака Конвоя Святого Царя Старстотерпца Николая II, казака нашей общины, профессора А.В.Посадского на заседании Дискуссионного клуба Всемирного русского народного собора (ВРНС). Москва, 25 января 2016 года
|
Посадский А. В.
Казак Конвоя Святого Царя Страстотерпца Николая II
Доклад на заседании Дискуссионного клуба Всемирного русского народного собора (ВРНС),
Москва, 25 января 2016 года
Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС) был создан в мае 1993 года. Рождение ВРНС состоялось в трудный период национальной истории, когда русский народ остро нуждался в объединении. В этот период инициативу объединения всех русских людей, независимо от страны проживания и политических взглядов, взяла на себя Русская Православная Церковь. Вдохновителем, духовным вождем Собора стал митрополит Смоленский и Калининградский, ныне Глава ВРНС Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Первым Главой Собора стал Святейший Патриарх Алексий II. С 1 февраля 2009 года Главой Собора является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 21 июля 2005 года Всемирному Русскому Народному Собору был предоставлен специальный консультативный статус при Организации Объединенных Наций. Тогда же было создано представительство ВРНС при ООН.
Будучи на протяжении многих лет всероссийской трибуной общественной мысли, в последние годы ВРНС переживает процесс преобразования в мощный гражданский форум, призванный стать во главе коалиции нравственно ответственных и патриотически ориентированных сил гражданского общества.
Русские идеалы казачества
Именно в казачестве преемственно сохранялись патриотизм, глубокая воцерковленность, жертвенная готовность защищать наши ценности.
Казачество — это не только часть истории, но и возможность для новых свершений.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Казачество — это то горчичное семя, которое на благодатной почве Церкви Христовой дает плоды во сто крат.
Духовник казачьей общины «Невская Сечь»
архимандрит Гавриил Коневиченко
1. Казачество как часть русского народа
В связи с современными дискуссиями о путях развития казачества, а также искажающей историю позицией ряда экспертов, отождествляющих казачество с особым этносом, не связанным с русским народом, представляется важным обратиться к творческому наследию отечественных мыслителей и историков XX –XXI столетий.
Всем известны гениальные достижения Дмитрия Ивановича Менделеева в области естествознания. Думается, сегодня весьма актуально его гуманитарное наследие. Великий ученый не раз указывал на такие черты русского народа как миролюбие, отсутствие склонности к завоевательным войнам, неразвитость порока эгоистического самообожания. Русский человек стремится обнять весь мир. Он не терпим к похвальбе самообожания, всегда старается увидеть особые достоинства у других народов. Исторически русские несли бремя исключительно оборонительных войн. Речь идет о защитных войнах «от половцев, от татар, от тевтонских рыцарей, поляков и шведов да турок, от набегов черкесских, киргизских и хивинских, да от посягательств западных европейцев, и если мы после этих войн часто расширялись, то лишь для того, чтобы оберегать себя от дальнейших покушений на наши земли…» (1). «Завоевателей у нас не было ни одного, и завоевательных стремлений у нас не было и нет, да и быть по всему духу народному не может», — писал великий ученый (2).
В концепции исторического развития нашего Отечества Д. И. Менделеев отводит казачеству значительную роль. «Тот путь, которым Россия расширилась до громадной современной величины, особенно в Азии, определился больше всего тем, что почти без войн делали казаки, присоединяя к Русской державе земли маленьких народов, затем охотно сливавшихся с Россией, так как через это слияние их выгоды были, очевидно, большими, чем для покоряющей России» (3). Бесспорные исторические достижения казачества обусловлены раскрытием им во всей полноте духовных свойств русского народа – миролюбия, нетерпимости к самообожанию, уважения к другим народам, стремления к братскому единению с ними.
Выдающийся отечественный историк Антон Владимирович Карташев видел в вольнолюбивом казачестве сосредоточение народной силы, самоутверждающей свою русскость. Следуя его взглядам, казачество облагородило и возвысило смысл своей вольницы, подняв знамя русской народности и православной народно-русской веры. Называя казачество «возглавителем и вождем русской национальности», А. В. Карташев указывает на великую роль казачества в деле отстаивания и утверждения русских духовных ценностей, в деле защиты всего цивилизационного мира России именуемого им греко-евразийским в силу преемственности с Византией (4).
Излагая взгляды, Д.И.Менделеева и А.В.Карташева, надо отметить, что казачество исторически выступало инициативным носителем русского культурного кода, русской культурной доминанты, на основании которой возводился Российский цивилизационный Дом, которой скреплялась уникальная полиэтническая Российская цивилизация. Выступая активным носителем и творческим выразителем русской культурной доминанты, казачество выполняло великую объединительную миссию. Оно утверждало представление о единстве русского народа в качестве нравственной нормы, созидало Россию как единое государство-цивилизацию, несло начала мира и единства в евразийские пространства. В историческом подвиге казачества во всей полноте отразилась присущая русской духовности всемирная отзывчивость.
Замечательный мыслитель, историк и общественный деятель Петр Бернгардович Струве видел в казачестве самобытную силу отечественной истории. «Казачья вольница сыграла в истории России двоякую роль. Во-первых, как единственная вольная сила тяглой в остальном России, как единственный вольный «мир» в великом русском море тяглых «миров»… Во-вторых, как мир или миры, свободно-организованные, вольностью своей собранные в некие воинские братства среди всей остальной, свободно распыленной, громады русского народа, казачество или, точнее, казачества были и остаются единственным явлением в русской политической действительности. Казачества не суть государства и в то же время они не просто вольные сообщества случайно и временно сошедшихся, несомых историческим ветром пылинок-людей» (5).
П.Б.Струве указывал на великое прошлое казачества и предвидел его великое призвание. «В будущем государственном строительстве Великой России казачества (я нарочно употребляю тут множественное число) сильнее, чем прежде, выявит – надо думать – свой государственный характер и, в то же время, став более самозаконными ( «автономными»), ещё ярче обнаружат свою исконную природу особой вольницы. Как это произойдёт, никто не может сказать, но всем русским, казакам и не казакам, нужно понять и продумать великую историческую и в то же время живую ценность казачества» (6).
Казачьи миры рассматриваются мыслителем в их органической связи с русской нацией и культурой. Не будучи самостоятельными государственными образованиями, они предстают как общественные силы, обретающие свое фундаментальное целеполагание в российском общественно-государственном строительстве.
Исходя из идей П.Б.Струве, важно отметить, что казачество исторически выразило глубинное соработничество Земли и Государства как коренное явление российского цивилизационного процесса. Будучи созидательной общественной силой, выросшей из истинного патриотизма и традиционных ценностей, способствующей нравственному обогащению личности, озабоченной сохранением социального мира и духовной солидарности, оно являлось опорой российской государственности. Исторически казачество выразило присущую Российской цивилизации модель общественно-государственного соработничества. Созидая общественную и государственную жизнь страны, оно нормативно выразило общественно-государственнное единство России, неразрывность общественных и государственных задач, синергетическое взаимодействие, стратегическую кооперацию общества и государства, обозначило стандарты общественно-государственной жизни как высокую степень общественно-государственной консолидации.
Думается, в настоящее время казачество способно сыграть великую роль в духовной безопасности России – отстаивании и защите русской культурной доминанты как ценностном стержне Российской цивилизации, сохранении русской национальной и российской цивилизационной идентичности, укреплении единства русского мира, многонародной Российской цивилизации. Сегодня как никогда востребован явленный в казачестве образец гражданской жизни нашей страны. Речь идет о ценностно-насыщенной идеи гражданства, предполагающей ответственность за судьбу Родины, патриотическую солидарность, укорененность в традициях. Казачье понимание гражданства означает неразрывность гражданской и культурной идентичности, сопричастие гражданина стране как исторической общности. Оно предполагает наличие формирующей гражданина целостной культурной среды, выработанной в ходе коллективной истории, означает следование возвышенной этике служения. Как никогда сегодня востребовано казачье понимание общественной и государственной жизни, присущие казачеству идеалы общественного и государственного служения, общественно-государственного единения во всенародном созидании России. Проверенные временем, выработанные в сложных условиях отстаивания суверенитета страны образы жизни, ценности и идеалы казачества крайне актуальны сейчас, когда осуществляются попытки разрушения гуманитарного суверенитета нашей Родины.
Известный отечественный историк и общественный деятель Александр Александрович Кизеветтер подверг критическому рассмотрению «вздорные теории о том, что казачество есть особая нация, отдельная от русского народа» (7). Им также было дано опровержение мысли С.Г.Сватикова о существовании будто бы независимого республиканского государства донских казаков в XVI – XVII веках. Важно отметить, что сам С.Г.Сватиков, несмотря на достаточно поверхностное обобщение собранного им исторического материала, верно видел в Войске Донском вольную колонию русского народа (8).
С позиции отечественного философа Ивана Александровича Ильина, Историческую Россию созидали две силы. Прежде всего, она творилась народным почином. Народный почин восполняло «собирающее государство». Последнее закрепляло, оформляло и довершало самочинное народное творчество. Речь идет о процессе общественного и государственного формирования страны, при котором решающие творческие инициативы принадлежали народу. Государственные силы опирались на органические народно-творческие процессы, следовали за ними, руководствовались ими и придерживались их. История казачества есть выражение творчества инициативного и даровитого русского народа.
Мыслитель видит формирование русского казачества на культурных путях новгородского ушкуйничества, участвовавшего в освоении северных пространств России. Для него в духовном облике казака отчетливо проступают общерусские культурные традиции с такой характерной чертой как тяга к самостоятельному активному творчеству.
И.А.Ильин определял Русскую Идею как созидание жизни и культуры на основе свободно и предметно созерцающей любви. Следуя мыслителю, казачество раскрыло в своей истории Русскую Идею свободного сердечного созерцания, наполненного глубоким предметным содержанием. Русское казачество на путях свободы обрело предметное служение государственному патриотизму.
Выдающийся отечественный политический философ конца XX — начала XXI века Александр Сергеевич Панарин подчеркивал особое значение казачества в отечественной истории. На его взгляд, казачество зарекомендовало себя как наиболее консервативно-охранительное сословие из всех сословий России, как сословие, неуклонно отстаивающее мир традиционных ценностей. Казачество являлось сословием настроенным наиболее государственнически. Мыслитель указывал на глубокий и возвышенный патриотизм казаков (9).
Представляется важным затронуть ряд аспектов творческого наследия известного русского философа, правоведа, историка — Николая Николаевича Алексеева (10). Мыслитель известен раскрытием учения о государстве правды как общерусском общественно-политическом идеале. Он также знаменит и как глубокий аналитик общественно-государственных представлений казачества.
Николай Алексеев видел в процессе мирной колонизации один из факторов, определявших историю России. Казачеству принадлежала ключевая роль в этом движении как общенародном русском деле.
Исторически казачество было и осталось хранителем подлинно народных представлений о правде и справедливости. Следуя Н. Н.Алексееву, в общественно-политических идеалах казачества нашла выражение самобытная «философия государства» русского народа. В мире казачества была раскрыта русская интуиция политической жизни.
Сложно не согласиться с воззрениями Николая Алексеева. Казачество было и остается хранителем русской национально-культурной самобытности, уникального ценностного мира русского народа. Общественно-политические идеалы казачества имеют общерусское и общероссийское значение. Выраженные казачеством нравственные и государственные представления лежат в основании русского общественно-политического идеала народного государства правды.
Общественно-политический идеал казачества – русский идеал народного государства правды. Основополагающая сила такого государства — свободный народ. Оно зиждется на проявляемой в свободном служении народной мощи. Оно творится путем вольного народного служения. В русском былинном эпосе о казаках-богатырях властные отношения возникают свободно и вольно. Вольный казак, обладающий богатырской силой, свободно претворяет свою силу и права в служение Отчизне. Он умеет употребить свою свободу в возвышенном смысле служения. Именно в таком значении казачество есть русская вольница, как есть русская вольница и Российское народное государство, созданное вольным историческим служением и подвижничеством всего русского народа.
Государство правды – государство, возведенное на глубоких народных основаниях, соответствующее народной воле, строящееся на приоритетах народного правосознания. Речь идет о нравственно-правовом государстве, в котором правовое регулирование подчинено народным этическим идеалам, формальное правотворчество органически вытекает из нравственных принципов, правовая регламентация человеческих отношений обнаруживает свою зависимость от нравственного формирования общественной жизни, нравственное право выступает основанием позитивного, последнее подчинено народным представлениям о служении правде и справедливости. Государство правды – правовое государство, где права соразмерны обязанностям, глубинно связаны с ними, могут быть увидены как правообязанности. Государство правды – нравственно-правовое народное суверенное государство.
Представляется важным выделить две идеи мыслителя. Во-первых, раскрывая присущий казачеству русский идеал государства правды, он особо подчеркивает, что такое государство призвано сформировать условия для духовного совершенствования личности – условия для осуществления права на духовное развитие, приобщение к культурному наследию. Государство правды немыслимо без отстаивания права на духовное совершенствование, выступающего непреложной основой истинного учения о правах человека. Созидание государство правды несоединимо с идеологиями, утверждающими образ человека как «объекта хозяйства», за которым не признается делающей человека человеком духовной жизни.
Во-вторых, раскрывая казачий идеал государства правды, мыслитель глубоко выявляет суть народного суверенитета. На его взгляд, всегда надо помнить, что речь идет именно о суверенитете народа, а не некого абстрактного «населения» страны. Носителями суверенитета отнюдь не являются некие отвлеченные «граждане» из совокупности которых возникает абстрактно трактуемое «население». Он не равен механическому агрегату суждений абстрактных «граждан». При таком неверном понимании речь идет не о народном суверенитете, а суверенитете анархическом. Нет никаких гарантий, что устами абстрактно выделяемого «населения» говорит нация. Более того, неверное понимание суверенитета может служить обоснованию и установлению олигархии абстрактного «народа» над реальной нацией, что ведет к замещению последней. Действительный народ (а не его искусственно конструируемые суррогаты) представляет собой целостность исторических поколений, прошедших, настоящих и будущих, образующих единство культурной жизни. Безусловно суверенной общей волей обладает народ как носитель культурной идеи, принадлежащий к самобытному духовному миру, призванный к осуществлению осознанной им исторической миссии.
Учение мыслителя об общерусских социально-политических идеалах казачества представляется чрезвычайно значимым сегодня, когда очевидны бездоказательные стремления противопоставить казачество русскому народу. Важно указать и на другое. В современном мире русский народ во многом именно посредством казачества успешно отстаивает свое право на культурное своеобразие и духовную самобытность. Несомненна существенная роль казачества и в утверждении суверенитета русского народа — народа как целостности исторических поколений в единстве культурной жизни.
Во взглядах отечественных мыслителей и историков ясно прослеживается единая смысловая линия. Казачество – неотделимая часть русского народа. Казачья история глубоко раскрывает мир русских духовных ценностей. В течение многовековой истории нашей Родины казачество явило себя уникальным носителем и оплотом русских ценностей и традиций.
Примечания
1. Менделеев Д. И. Познание России. Заветные мысли. М., 2008. С.290
2.Менделеев Д. И. Познание России. Заветные мысли. М., 2008.С.395
3. Менделеев Д. И. Познание России. Заветные мысли. М., 2008. С.290
4. Карташев А. В.Очерки по истории русской Церкви. Том 2.- Париж, 1959.
5,6. См.: Струве П. Б. Дневник политика (1925-1935) / Вступ. ст. М.Г. Вандалковской, Н.А. Струве; Подготовка текста, комментарии, указатели А.Н. Шаханова. М.: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2004.
7.Проблемы истории казачества: Сб.науч.трудов. Волгоград. 1995. С.283.
8. Кизеветтер А. А. [Рец.] С. Г. Сватиков. Россия и Дон. 1549 — 1917. Издание донской исторической комиссии.
Сватиков С. Г. Россия и Дон (1549-1917). — Белград, 1924.
9. Панарин А. С. Россия в цивилизационном процессе (между атлантизмом и евразийством). Москва, 1994. С.143
10. Николай Алексеев (1879—1964) являлся учеником знаменитого мыслителя П.И. Новгородцева и преподавал в Московском университете, в Праге и Берлине, Сорбонне и Белграде. Среди его работ – «Очерки по истории и методологии общественных наук» (М., 1911), «Введение в изучение права» (М., 1918), «Общее учение о праве» (Симферополь, 1919), «Очерки по общей теории государства. Основные предпосылки и гипотезы государственной науки» (М., 1919), «Основы философии права» (Прага, 1924) и др..
Православное казачество может и должно считать своей сверхзадачей,
национальной идеей, программой, — созидание в соработничестве с Церковью
Христовой нашего государства российского, нашей Святой Руси
Духовник казачьей общины «Невская Сечь»
архимандрит Гавриил Коневиченко
2. Ценностный мир казачества в путях современной России
Сегодня перед Россией встает важная задача, заключающаяся в обеспечении национальной безопасности. Нашей стране необходимо приложить немало усилий для защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.
Основанием стабильного развития России являются, прежде всего, фундаментальные ценности национальной культуры. На них покоится неуклонное созидательное формирование личности, общества и государства. В процессе такого формирования безопасность может быть естественно гарантирована.
Проверенные многовековой историей ценности национальной культуры выступают залогом безопасности и долгосрочного стабильного развития страны.
Национально-культурные ценности не существуют вне своего исторического носителя. Говоря о них, мы всегда обращаемся к той части народа, которая успешно хранила и развивала их на протяжении веков. Именно такую часть народа и представляет российское казачество. В течение многовековой истории нашей Родины казачество явило себя уникальным носителем и оплотом фундаментальных ценностей национальной культуры.
Ценностный мир казачества отразил жизнь военного сословия, призванного защищать национальные интересы. Исторической задачей казачества было отстаивание национальной безопасности России, прежде всего, в виде внешних военных угроз. В тоже время, казачество играло немалую роль и в поддержании духовной безопасности страны.
Все основополагающие ценности казачества неразрывно связаны с обеспечением стабильного развития нашей Родины, защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства. Именно поэтому ценности казачества должны рассматриваться как стратегически значимые общенациональные ценности.
Среди ценностей казачества можно выделить духовно-религиозные и патриотические. К патриотическим ценностям возможно отнести государственные (государственность или державность) и общественные (соборность, демократизм, семейные и воспитательные ценности). Подчеркнем, что такое деление условно и не означает их обособления. Все ценности казачества представляют нераздельное целое.
Духовным основанием казачества, безусловно, является Православие. Именно Православие, выверенное духовным опытом столетий, доказавшее свою истинность на протяжении многовековой человеческой истории являлось объединяющим и сплачивающим началом казачьей общины.
Как отмечает патриарх Кирилл, казачество всегда было наиболее крепкой в вере частью общества, между Церковью и казачеством существовала органическая связь[1]. Православная Церковь дала казачеству духовные ценности ставшие фундаментом нравственного кодекса казака. Следуя этим ценностям в повседневной жизни, казаки усвоили и исторически оправдали благородный титул православного рыцарства.
Православная вера несет высшие абсолютные ценности. Служение им является залогом формирования высоконравственной личности. К этим ценностям относятся Бог, который есть сама Истина, само Добро и сама Красота, а также созданный по Божественному образу и подобию человек.
Утверждение ценности Бога и человека, подразумевает жертвенную любовь. Бог есть Любовь. Он Сам осуществил Крестную Жертву, воплотившись в Иисусе Христе, а потому призывает человека к жертвенному служению Себе и ближнему. Православная идея жертвенного служения пронизывает все ценности казаков, отражая их основополагающие представления о жизненном призвании человека.
Православие — ведущая традиционная конфессия нашей страны, средоточие ее духовных сил. Сохраняя и распространяя православные ценности, казачество активно содействует духовно-нравственному возрождению России.
Будучи признанной общественной организацией и носителем православных ценностей, казачество вносит неоспоримый вклад в поддержание духовно-нравственных оснований общественной жизни.
Казачество привлекается к защите и сохранению культурно-исторического наследия Православия – от встречи и охраны православных святынь – до всесторонней помощи в возрождении храмов и монастырей. Казачество помогает в деле формирования и развития духовно-нравственного воспитания населения, создавая церковно-приходские школы и учебные заведения, сочетающие общеобразовательные дисциплины с православными. Активной духовно-просветительской работой Казачество препятствует деятельности тоталитарных религиозных организаций и деструктивных культов, порабощающих людей, полагая, что познание Истины есть дело свободного человека.
Фундаментальной ценностью казачества является ценность патриотизма. Патриотизм казачества имеет своим истоком исполнение Божьей заповеди о любви к ближнему, включающей любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам. Патриотизм казачества выражается в беззаветном служении Родине — служении неразрывно связанном с осознанной любовью к России и способностью пожертвовать собой ради нее. Патриотизм казачества предполагает служение российскому народу, создавшему великое государство и культуру.
Патриотизм казаков есть патриотизм действенный. Он проявляется в ценностях казачества — государственных, соборных, воспитательных, семейных, которые многогранно раскрывают казачью идею служения Отечеству. Все эти ценности неразрывно взаимосвязаны между собой, не существуют порознь, взаимно проникают друг в друга. Претворение этих ценностей в жизнь и образуют своеобразие казачьего патриотизма.
Важной частью казачьего патриотизма является державность (государственность). Державность – неотъемлемая часть политической культуры казачества. Державность казачества выражается в своеобразном государственном самосознании казаков, в их особом ценностном восприятии государства.
Российское государство всегда воспринималась казачеством как позитивная стабилизирующая сила. Сильное централизованное государство, обеспечивающее общественный порядок и целостность Отечества, защищающее страну от иноземных вторжений отражает традиционный идеал казаков. В их представлении российское государство объединяет в единое целое многонациональный народ России, обеспечивает мир в стране, придает стране величие и обеспечивает уважение в мире.
Казачеству свойственно рассматривать государство как форму исторического действия народа на традиционных ценностных основаниях. Казачество выступает за органическую взаимосвязь государства и ценностей национальной культуры. Государственное самосознание казачества основывается на правиле: государство не должно действовать исходя из взглядов и представлений, которые сам народ не обретает в своей истории.
Казачьей державности присущ особый политический реализм. Следуя ему, великое государство возможно созидать лишь на почве национальной культуры, поскольку подлинные жизненные силы великое государство черпает только из вековых ценностей народной жизни.
Задачи государственного строительства для казаков неразрывно связаны с ценностными основаниями народной жизни. Государство должно всемерно содействовать сохранению, распространению и развитию ценностей национальной культуры. Оно не имеет права строить общественную жизнь по искусственным проектам, несущим отчуждение от основополагающих ценностей народного бытия.
Казачья державность не означает абсолютизации государства самого по себе. Государство не должно посягать на свободу личности. Оно не должно вырождаться в тиранию, превращаться в тоталитарного оборотня, контролирующего все сферы жизни общества. Стремление государства посягать на культурно-исторический фундамент собственного народа, игнорировать его ценностные основания, проводить гонения и репрессии против ценностей национальной культуры и их носителей, с точки зрения казачества, категорически недопустимо. Сегодня казаки ведут широкую деятельность по реабилитации жертв политических репрессий, а также по возрождению, сохранению и распространению ценностей национальной культуры.
Подчеркнем, что реальная роль России в мире неотделима от ее самостоятельного положения, подкрепляемого государственной силой. Россия всегда была самодостаточной, суверенной и независимой частью мирового сообщества, выступая в роли великой и единой державы по причине своей мощной государственности. Учитывая особую значимость сильного государственного начала на текущем этапе исторического существования России, важно отметить немалую роль казачества в деле его сохранения и развития.
Провозглашая ценность державности приоритетной, казачество превращается в серьезную созидательную общественную силу, строящую государственность современной России. Казачество решительно препятствует негативным центробежным тенденциям, носители которых стремятся расколоть страну, не признают за российским государством высокого значения. Казачество последовательно выступает за суверенитет и территориальную целостность России, желая видеть ее в качестве великой и единой державы, в качестве одного из ключевых субъектов многополярных международных отношений.
Казачество энергично участвует в государствообразующих процессах – политических, общественных, гражданских, прежде всего, на региональном уровне. Зная интересы населения и традиции, казаки решают множество вопросов местного значения. Их уникальный опыт востребован органами государственной власти и местного самоуправления. Казачьи общества становятся реальной силой, влияющей на государственную политику в области национальной обороны, превращаются в защитника государственного суверенитета и национальных интересов.
Отстаивая ценность державности, казачество связывает государственное развитие с духовно-нравственными ценностями. Державность для казачества является этически значимой ценностью, государство должно неизменно воплощать нравственное начало.
Казачество восприняло и впитало в себя одну из основных ценностей Российской цивилизации — соборность. Ценность соборности предстает мироустроительным принципом казачества, оформляющим его общественную жизнь. Ценность соборности заключается в сочетании свободы и единства людей на основе их общей любви к высшим ценностям.
Соборность есть цельность общественной жизни, ее внутренняя полнота, в которой множество личностей, собирается силой любви в свободное и органическое единство. Соборность равно противостоит эгоистическому социальному индивидуализму и обезличивающему тоталитарному коллективизму, как тенденциям и учениям, опасным для стабильного развития общества. Соборность означает особый вид межличностной солидарности, основанный на гармонии личной свободы и общественного единства, когда единство достигается не путем подавления и принуждения, а на основании сопричастности личностей духовно-ценностному миру.
Казачья соборность очевидно раскрывается в двух явлениях жизни казачества — Казачьем Круге (Сборе) и казачьем товариществе.
Традиционно Казачий Круг или Сбор являлся обозначением всенародного собрания казачества. Круг предстает высшим органом любого казачьего общества, где все казаки, обладающие правом голоса, равны. Решения на Круге принимаются простым большинством и прямым голосованием. Главенство соборных решений Круга для казака всегда было обязательно. Круг всегда признавался превыше всех других структур, регулирующих общественную жизнь казаков.
Казачье товарищество состоит во взаимной солидарной ответственности казаков друг за друга, основанной на доверии и самопожертвовании. Казачье товарищество — неотъемлемая часть кодекса чести каждого казака. «Нет уз святее товарищества», — гласит казачий кодекс чести. Товарищество являет особое состояние казачьего братства, в котором взаимная поддержка и взаимная помощь вплоть до жертвования жизнью ради ближнего провозглашается основанием общественного единения.
Утверждая ценность соборности, казачество демонстрирует уникальный образец единения людей в свободе ради претворения в жизнь принципов патриотизма.
Казачий опыт соборности значим в деле развития российского патриотизма. Этот опыт красноречиво свидетельствует о том, что патриотическое сознание может рождаться из недр свободной общественной жизни, что солидарное патриотически настроенное общество может существовать на началах взаимного уважения и свободы.
Развитие и распространение казачьего опыта соборности способствует сохранению гражданского мира и национального согласия в стране, политической стабильности и общественному благополучию. Оно имеет неоспоримое значение для созидания внутреннего аспекта национальной безопасности России.
С соборностью неразрывно связан казачий демократизм. Казачеству издавна присуща демократическая организация, выразившаяся в выборном самоуправлении и равноправии. Воля и народоправство — неотъемлемые стороны казачьего самосознания. Казачество высоко ценит свободу, полагая, что именно свободный человек может правильно организовать общественное устройство.
Казачий демократизм — это демократизм особый, патриотический. Казачий демократизм и казачий патриотизм – неразделимые понятия!
Казачий демократизм есть демократизм ответственный, демократизм служения, а не демократизм направленный на удовлетворение своей прихоти и эгоизма. Казачество высоко ценит свободу не просто ради нее самой, а ради плодотворного служения Отечеству.
Казачье свободолюбие неизменно связано со служением родному краю, с исполнением долга перед своим народом. Отстаивание своих прав и свобод для казака всегда предполагало неукоснительное следование своему долгу и обязанностям. Казачество всегда отличала истинная гармония между свободой и служением.
Опыт казачьего демократизма содействует росту патриотического сознания, общественной стабильности и укреплению российской государственности. Он важен для правильного понимания и строительства гражданского общества, в котором идея свободы не должна разрываться с идеей ответственного солидарного служения Родине.
В самосознании казаков укоренены представления о глубокой связи личных свобод и личной ответственности, о том, что свободная независимость членов общества выступает условием их взаимного служения друг другу. Такие представления ценны для достижения устойчивого общественного единства, для созидания внутренне сплоченного, цельного общества, пронизанного взаимным сотрудничеством и ответственным солидарным служением. Их осознание и воплощение в жизнь является серьезным препятствием на пути деструктивных антиобщественных сил, видящих в обществе лишь обособленных эгоистов, взаимодействие которых представляет только временное совпадение интересов и не ведет к глубинной внутренней связи.
Ценности казачества были пронесены сквозь века благодаря крепкой семье и своеобразной системы воспитания. Из поколения в поколение через семью и воспитание передавались ценности казаков. Казачья семья и народная система воспитания сами предстают особыми ценностями казачьего мира, без которых он лишился бы своей жизненной силы.
В среде казачества семья рассматривались как важное начало вырабатывания патриотических качеств личности. Семья всегда была основой казачьего общества. Именно в ней закладывался идеал защитника, воина и трудолюбивой хозяйки как оплота казачьего мироустройства.
Казачеству свойственна суверенность семьи — никто не имеет права вмешиваться в жизнь семьи без ее просьбы. При этом семья воспринимается как святыня брака — воплощение самых возвышенных нравственных отношений. Первостепенная роль отца семьи основывается на его моральном авторитете и глубоком взаимопонимании с остальными членами семьи. Высокая роль и значение женщины-казачки в семье определялись необходимостью брать на себя часть мужских функций во время несения мужем службы, когда он отлучался из дома. Казачьей семье всегда были присущи высокий нравственный облик, устойчивость и многодетность.
Сохранение и распространение семейных ценностей казачества актуально для современной России, в которой демографическая ситуация стала одной из злободневных социальных проблем. В выверенном веками казачьем идеале семьи современная Россия может почерпнуть образец крепких семейных отношений, найти ценности, которые станут залогом демографического возрождения страны. Храня и распространяя семейные ценности, казачество принимает активное участие в формировании демографической безопасности России, в сбережении ее народа.
Семейное воспитание казаков тесно связано с казачьей народной педагогикой. За долгую историю существования казачеством был накоплен большой опыт в деле патриотического воспитания молодежи. Этот опыт организован в стройную систему, несущую идеал патриотически настроенной личности. Приоритетным в казачьей народной педагогике является военно-патриотическое воспитание. Вместе с тем, казачья педагогика уделяет самое серьезное внимание выработке нравственного сознания и национального самосознания.
Формирование патриотически-настроенного подрастающего поколения предстает важной задачей для современной России. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов в деле патриотического воспитания молодежи. В силу своей доступности и понятности традиционная казачья народная педагогика является плодотворным и мощным по своему воспитательному потенциалу средством, которое должно активно использоваться в практике воспитания подрастающего поколения. Сегодня казачество активно участвует в распространении и дальнейшем совершенствовании своей педагогики, ведет широкую работу в молодежной среде, выполняя благородную задачу воспитания патриотов России.
Современное российское казачество являет собой сознательную и действенную часть нации, для которой воспитание высоконравственной патриотической личности, строительство гармоничного общества и мощного государства предстают первостепенными задачами развития страны. Сохраняя, развивая и распространяя свои ценности, современное российское казачество всемерно способствует формированию национальной безопасности России, содействует ее стабильному развитию. По своему содержанию ценности казачества представляют стратегически значимые ценности общероссийского масштаба. Их изучение и освоение должно стать общенациональной задачей.