|
12 ноября 2024 года. Круглый стол «Противостояние нацизму и фашизму в подвижничестве и учении русских святых» прошел в библиотеке памяти Государя Императора Николая II Духовно-просветительского центра при храме Тихвинской иконы Божией Матери города Сестрорецка
Круглый стол приурочен к Международному дню против фашизма, расизма и антисемитизма, который отмечается во всем мире 9 ноября, а также к принятию Третьим комитетом Генассамблеи ООНвнесенной Россией резолюции оборьбе с неонацизмом (11 ноября 2024).
|
Священнослужители в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
12ноября 2024 года при участии казаков объединеннойобщины «Невская сечь» по благословению духовника казачьей общины «Невская Сечь» архимандрита Гавриила (Коневиченко) (настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери города Сестрорецка, руководитель Духовно-просветительского центра при храме Тихвинской иконы Божией Матери города Сестрорецка, член постоянной комиссии по работе с общественными объединениями казаков совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, войсковой священник Ставропольского казачьего войска Союза казаков России, действительный член Международной Академии Наук Экологии и Безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ), действительный член Российской Академии Естественных наук (РАЕН), лауреат Национальной премии Петра Великого, учредитель именной премии «Золотой дирижер» в области культуры и искусства, почетный житель города Сестрорецка, ветеран труда) на территории Духовно-просветительского Центра города Сестрорецка состоялся круглый стол «Противостояние нацизму и фашизму в подвижничестве и учении русских святых». Круглый стол был приурочен к Международному дню против фашизма, расизма и антисемитизма, который отмечается во всем мире 9 ноября. Круглый стол был также приурочен к важному событию — 11 ноября Третий комитет Генассамблеи ООН в ходе 47-го пленарного заседания принял внесенную Россией резолюцию о борьбе с неонацизмом.На мероприятииприсутствовали видные деятели казачества, ученые, журналисты, общественники, эксперты.
В объединенную казачью общину «Невская Сечь» входят представители Ставропольского, Кубанского, Иркутского казачьих войск, Северо-Донского казачьего войска города Новохоперска, казачьего войска станицы Никольская Санкт-Петербурга, Петербургской станицы города Сестрорецка и др.
Казачья община «Невская Сечь» объединяет представителей реестрового и нереестрового казачества.
Общероссийское общественное казачье движение «Конвой Памяти Государя Императора Николая II», имеющее 25 подразделений в России (Хоперский, Иркутский, Самарский, Тобольский, Карельский, Белгородский, Кубанский, Сочинский, Крымский, Благовещенский, Ставропольский, Дивеевский, Тульский, Посольский отдел в Республике Абхазия, Апшеронский, Годуновский в Подмосковье, Посольский отдел Балтийско-Скандинавского Зарубежья, Камчатский, Петрозаводский, Отдел при Войсковой Православной Миссии, Орловский, Балтийский в Калининграде, Боевой отдел в зоне СВО, Подразделение Почетных Конвойцев, Небесный отделы, а также Батальон Цесаревича Алексия, принимающий участие в СВО) является структурным подразделением объединенной казачьей общины «Невская Сечь».
В начале круглого стола представители казачьей общины «Невская Сечь» выделили созидательную роль казачества в отстаивании традиционных российских духовно-нравственных ценностей, глубоко раскрытых в подвижничестве и учении русских православных святых. Они отметили, что фашизм и нацизм нацелены на разрушение традиционных ценностей и религиозных святынь во всем мире. Будучи оплотом традиционной духовности, казачество призвано к действенной борьбе с фашизмом и нацизмом.Представители казачьей общины «Невская Сечь» рассказали об участии казаков общины в СВО — участии воспринимаемом ими как служении Родине и миру, имеющем целью победу над мраком неонацизма, неофашизма и расизма.
В ходе мероприятия полковник СКР, член казачьей общины «Невская Сечь», профессор Александр Посадский совместно с духовником казачьей общины «Невская Сечь» архимандритом Гавриилом (Коневиченко) представили фундаментальный доклад «Святитель Лука о мраке нацизма и фашизма», который был с одобрением принят участниками круглого стола.Архимандрит Гавриил (Коневиченко) также рассказал участникам круглого стола, что во время обучения в Военно-медицинской академии труд святителя Луки «Очерки гнойной хирургии» стал для него и всех учащихся великой энциклопедией знаний.
Архимандрит Гавриил (Коневиченко), Александр Посадский
Тезисы доклада.
Святитель Лука о мраке нацизма и фашизма
Святитель Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, 1877–1961, архиепископ Симферопольский и Крымский) — всенародно любимый и почитаемый святой. Святитель Лука — ученый с мировым именем, доктор медицинских наук, профессор хирургии и топографической анатомии, один из основателей регионарной анестезии и гнойной хирургии. Он известен как выдающийся врач, работавший в самых разных частях России. В течение своей жизни им органично соединялось епископское служение с хирургической практикой. За выдающиеся научные труды «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при огнестрельных ранениях крупных суставов» он был награжден Сталинской премией I степени, а за участие в Великой Отечественной войне медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
В своей подвижнической деятельности и сочинениях святитель Лука предстает как борец с фашизмом и нацизмом. Его статьи глубоко раскрывают подлинную сущность фашистской и нацистской идеологий, которые рассматривались им как одно целое.
Следуя воззрениям святителя Луки, распространение фашизма и нацизма в Европе немцами, их союзниками, приспешниками и прислужниками отражает процесс варваризации Европы. Выбор в пользу фашизма есть выбор антидуховный, антикультурный, антихристианский. Те, кто приняли фашизм из христианских культурных народов Европы явили миру неслыханно страшные лица варваров. Ими всецело низлагается образ Европы как очага просвещения и культурной силы. Ими разрушается веками создававшаяся культурная репутация Европейского континента. Ими возводятся непреодолимые барьеры на пути распространения и признания значения имеющих христианские корни европейских культурных ценностей.
Фашизация Европы делает затруднительной христианскую проповедь во всем мире. Сам факт существования народов, одержимых фашизмом, но формально числящихся христианскими, делает затруднительным христианское благовестие о всечеловеческом братстве и любви. Народы, среди которых распространился фашизм, однако формально числящиеся христианскими, дискредитируют христианские ценности своим противодуховным выбором. Своей связью с фашизмом они дискредитируют великие христианские истины в глазах жителей всей Земли. Ими разрушается плодотворный путь всемирной христианской проповеди. «Германский народ, более тысячи лет считавшийся христианским народом, народ, родивший Лютера, Гете, Канта и Гегеля, Гельмгольца и Вирхова, явил всему миру, народам-братьям во Христе и народам нехристианским неслыханно страшное лицо варвара, топчущего ногами св. Евангелие, вторично распинающего Христа. Как нам теперь проповедовать Евангелие любви и братства людям, не знающим Христа, но видящим дьявольское лицо немца, числящегося христианином?», — справедливо восклицает святитель Лука.
Святитель Лука убежден, основание фашизма и нацизма – сатанинская ненависть к ближнему, неприязнь к своим братьям, исполненное дьявольской злобы презрение к народам. «Только те, кому чуждо все, что истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что добродетель и похвала, только враги человечества могут сочувственно помышлять о фашизме», — ультимативно утверждает он. «Гитлер, часто повторяющий имя Божие, изображающий с великим кощунством крест на танках и самолетах, с которых расстреливают беженцев, должен быть назван антихристом», — вот его вердикт.
Святитель Лука убежден, прикрываясь христианским именем, фашисты и нацисты поступают кощунственно. Между этими идеологиями и христианством лежит непроходимая бездна. Фашистами узаконено преступление против безусловных норм человеческого общежития, нравственных оснований общественного бытия. Им ненавистен нравственный закон, написанный в человеческих сердцах. Им ненавистны христианское милосердие и любовь к ближнему. Для них нет закона Божьего и человеческого. Фашисты, отвергнувшие деятельное Богопочитание, превратившие в идолы своих сатанинских вождей, пропагандирующих идеологию человеконенавистничества и угнетения, рабства и мракобесия, однозначно определяются святителем как антихристы. Их дьявольские преступления делают неприменимой к ним святую заповедь Христа «любите врагов ваших». Фашистских извергов и палачей невозможно любить не только людям, но и ангелам и Самому Богу Любви. Они не только враги рода человеческого, но и враги Бога. Любви же к откровенным Божьим врагам быть не может. Им суждено увидеть Лик Бога как ненавидящего зло и воздающего злодеям.
Если распространение фашизма и нацизма останется безнаказанным, считает святитель Лука, то оно способно привести к «всеобщему одичанию человечества и перманентной войне всех против всех», к мировому торжеству зла, всемирной катастрофе и разрушению. Всеобщность фашистских тягчайших преступлений против человечности, невиданное в истории попрание нравственного чувства народов требует бескомпромиссности в противостоянии фашизму, немедленного вооруженного сопротивления ему. Это богоугодное дело. Это путь синергийного сотрудничества людей, человека и Бога – промыслительный путь содействия, сотворчества человека с его Создателем в противостоянии злу. Это путь соработничества народов с Творцом — народов, совесть которых не терпит нарушений всеобщих нравственных требований, в сердцах которых живет нравственный закон правды, живет закон Божий.
Казнь нацистских главарей и палачей святитель Лука считает великим праздником для «той части человечества, в которой живет закон правды, а не закон насилия». Он категорически возражает Папе Пию XII, взывавшему о помиловании нацистов. Такое помилование не приведет к их раскаянию, но создаст благоприятные условия для распространения зла в мире. «Тяжела и морально мучительна необходимость кого-нибудь казнить, трудно выносима страшная картина повешения, и мы, конечно, не радуемся ей. Тяжелая скорбь наполняет сердца наши при мысли о том, какие страшные, вечные мучения предстоят этим извергам рода человеческого. Но закон правды Божией и совесть всего человечества неотвратимо требуют их казни, ибо они создали на земле ад», — ультимативно утверждает святитель Лука. Казнь нацистских главарей и палачей он считает великим праздником для нравственно справедливых народов и для Церкви Христовой: «И Церковь Христова, высшая носительница закона правды, не останется в стороне от этого праздника, ибо это будет победа над силами ада, возмутившими все человечество, наказание антихристов, поправших закон братства и любви; и вместе с тем это будет праздник освобождения немецкого народа от власти правительства, поставившего своей целью уничтожение совести в своем народе. Это ли не великий праздник для Церкви!».
Следуя святителю Луке, фашизм и нацизм есть абсолютное зло.
Что дает основание святителю Луке отождествлять фашизм и нацизм с абсолютным злом? Как таковое зло есть отступление от истины, предательство истины, предательство духа. От каких же великих истин отступают нацисты и фашисты, кого и что они предают?
Нацисты и фашисты предают Бога. Они – богоотступники. Нацизм и фашизм есть проявление апостасии – массового отступничества от Бога. Место Бога занимают фюреры, война, раса и кровь. Важно подчеркнуть, речь идет об осознанном богоотступничестве. Увы, идеология фашизма и нацизма распространяется среди народов, исторически принявших христианство, знавших великое учение о Создателе, не находящихся в невинном состоянии неведения относительно бытия Творца и определенных им духовно-нравственных заповедей. Мрак фашизма оказывается мраком богоотступничества и ведет к мраку богооставленности.
Нацисты и фашисты предают христианство. Ими предается Всеблагой Бог, который есть Любовь. Они отступники от Бога-Человеколюбца, который бесконечно любит все создание, который умер из-за любви к человечеству, дабы спасти людей и весь мир.
В своих сочинениях святитель Лука не устает повторять, что «Евангелие есть провозвестие подлинного высочайшего гуманизма». О гуманизме он говорит как о «неотъемлемом и самом основном элементе христианства как религии любви, внутреннего обновления человеческой личности, призывающей к полному и бескорыстному служению на благо человечества». «Гуманизм, то есть любовь к человеку, к человечеству, естественно вытекает из Евангелия, как из своей основы», — указывает он. И далее: «Христианская религия учит об исключительном достоинстве человеческой личности. Человек есть образ и подобие Божие. Образ Божий в человеке – это отражение свойств Творца: разум, воля, свобода, влечение к добру. Подобие – это уподобление Творцу, как в смысле духовного совершенствования, так и в возделывании и преобразовании природы, в деле построения счастливой и справедливой жизни. Человек поставлен Богом как царь и владыка природы, ее разумный хозяин и благоустроитель».
Нацизм и фашизм предают человека. Они исходят из предательства его великой духовной миссии. Это идеология ненависти к роду людскому, дьявольский культ, оправдывающий и поощряющий братоубийство, отвергающий бескорыстное служения на благо человечества, так как не допускается сама возможность существования общего блага для всех людей – блага, предполагающего единство человеческого рода.
Нацизм и фашизм разрушают достоинство человеческой личности. Задача этих идеологий – исказить образ Божий в человеке, отнять у человека богоподобие. Человеческий разум замещается звериными инстинктами, воля и свободное влечение к добру замещается волей к порабощающей человека власти, инстинктами господства и рабства, непреодолимым влечением к злу. Образ человека как разумного хозяина и благоустроителя мира замещается образом безумного деспота, тирана, бессмысленно мучающего и терзающего божественное творение.
Нацизм и фашизм предают духовные ценности и идеалы.
Фашистско-нацистская «тайна беззакония» заключается в том, что данные идеологии не предполагают никаких проектов позитивной трансформации мира. Им неизвестны возвышенные идеалы возделывания и преображения мироздания. Фашисты и нацисты отнюдь не являются обманутыми какими-либо псевдоидеалами, «тьмой преобразующейся в ангела света», они ничем не прельщены, не соблазнены ложью под маской истины. Ими не предлагаются никакие, пусть и утопические, недостижимых на Земле возвышенных цели. Универсальных благих целей и идеалов они попросту лишены. Зло здесь предстает в своем откровенном, неприкрытом, самом непосредственном виде. Им очевидна лишь одна деструктивная цель – апокалиптическое разрушение мироздания. Есть только один деструктивный «путь» — непрерывного разрушения человеком себя и мира, разрушения ради разрушения. Возможно лишь одностороннее движение в ад. Обе идеологии обнаруживают свою суть, находят «пищу» для своего распространения в непрекращающейся ненависти-войне с Создателем и его творением.
Фашистско-нацистская «тайна беззакония» состоит в том, что данными идеологиями отвергаются духовные ценности по сути. Ими отвергаются все традиционные духовно-нравственные ценности человеческого рода, которые и есть собственно ценности духовные. Ими отвергаются традиционные нравственные ценности, поскольку в человеческом сердце не оказывается места для всеобщего нравственного закона братства и любви, поскольку не оказывается места для верности в любви духовным традициям предков.
Именно благодаря традиционным духовно-нравственным ценностям, имеющим своим истоком мировые религии, мы говорим о человеке и человечности как таковых. Благодаря традиционным ценностям мы говорим о человеке как существе, отличающем добро от зла, видящем духовное достоинство в другой личности — существе, способном объединяться с другими людьми в союзы ради претворения в жизнь общих благих целей совершенствования своей персоны и всего мира. Традиционные ценности основаны на нравственном законе любви и братства. Они зиждутся на признании единства и общности человеческой природы. Они строятся на признании возможности обретения общего языка, взаимопонимания и любви между людьми равного достоинства. Однако идеологами фашизма и нацизма ниспровергается нравственный закон братства и любви. Ими отвергается единство человеческого рода. Поэтому фашисты и нацисты – предатели традиционных ценностей, отступники от них и их враги.
Фашистами и нацистами предается великая идея национального бытия. Нация есть исторически сформированное единство поколений, транслирующих культурное достояние. Нация есть культурная общность — единство, обретенное на основе культурных ценностей. Собственно, есть именно культурная нация — общность, воплощающая преемственно передаваемые ценности, идеалы и цели развития. Фашисты делают идол из нравственно неприемлемого, культуроборческого зоологического национализма, разрушающего истинное национальное лицо народа, топчущего его святыни. Фашистская «нация» — ненавидящее другие народы сборище озверевших рабов, ведомых своими вождями на заклание в ходе непрерывных войн. Будучи равно ненавистниками всех народов, фашисты не знают пощады и по отношению к своему, делаясь его преступными палачами.
Предается фашистами и Идея Европы. Общеизвестно, Европа исторически была объединена христианскими ценностями, христианским духом и культурным наследием эллинизма. Духовные истины христианства и великое культурное наследие эллинизма имеют универсальный, подлинно вселенский смысл. Истинная Европа — Европа ценностей и традиций, «Европа священных камней» о которой говорил и которую так любил Ф.М.Достоевский. Эта Европа несовместима с расистскими предрассудками, ложью о превосходстве арийской расы над биологически неполноценными народами. Подлинная Европа, включая ее восточную православную часть, питалась идеалами и ценностями христианского гуманизма, исходящего из равенства людей как образа и подобия Божьего. Глубочайшим образом представление о равенстве и единстве человечества раскрылось в православной антропологии, учащей о соборности и человеческом роде как коллективном Адаме.
Борьба с фашизмом и нацизмом есть борьба со злом во имя человеческого и Божественного правосудия и любви. Она есть противостояние злу вместе с Богом.
Борьба с фашизмом и нацизмом является борьбой за сохранение человека и человечности. Такая борьба есть отстаивание достоинства человеческой личности, отстаивание великой миссии духовно-нравственного совершенствования человека, духовного призвания человеческого рода. Это борьба за образ Божий в человеке – за человеческий разум и свободу творить добро. Это борьба за возможность вмещения человеческим естеством полноты нравственного совершенства, за путь человеческого богоуподобления. Это борьба за благоустроение мира ради процветания всех людей.
Борьба с фашизмом есть противостояние злу во имя защиты традиционных духовно-нравственных ценностей. Это борьба за свободу народов от порабощения, борьба за свободное осуществление народами высокого национального призвания, борьба за сохранение национальных святынь.
Святитель Лука видел в фашистах и нацистах новоявленных крестоносцев. В смертельную борьбу с ними вступила Россия, являя всему человечеству мирный союз народов, союз, основанный на братстве, равенстве и любви. Иными словами, Российская цивилизация несет в себе высшие начала справедливости, соборности и любви. Как таковая Россия особо ненавистна фашистам и нацистам. Само существование России есть стратегическая угроза для экспансии фашистской антицивилизации ненависти. И именно Россия, будучи цивилизацией любви, обладает неисчерпаемыми духовными и материальными силами для полного разгрома фашистских полчищ, победы над злом нацизма и фашизма, искоренения этого зла на Земле.