СОБЫТИЯ
14 августа 2014 г. Храм Тихвинской иконы Божией Матери. Происхождение Древ Честного и Животворящего Креста Господня. Начало Успенского поста. Медовый Спас. Божественная Литургия. Водосвятный молебен и освящение меда

    Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В греческом часослове 1897 года так объясняет­ся происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинопо­ле обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии — Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».

 

  В Русской Церкви это празднество соединилось с воспомина­нием Крещения Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действен­ных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успе­ния», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Москов­ского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».

 

  Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1».

 

  По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии. Вместе с освя­щением воды совершается освящение меда (т. н. первый медовый Спас: «Спас на воде», «Мокрый Спас»). С этого дня благослов­ляется вкушение его нового сбора.

 

  Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и честного креста во время сражений святого благо­верного князя Андрея Боголюбского (1157—1174) с волжскими булгарами в 1164 году.

 

  Это первый из трех праздников Всемилостивому Спасу, совер­шаемых в августе. Второй — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (6 августа), а третий — перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иису­са Христа (16 августа в попразднство Успения Пресвятой Богоро­дицы). Эти три праздника как бы связуют весь Успенский пост.