|
12 сентября 2022 года в выставочном павильоне «Спасская башня», что на Привокзальной площади у Духовно-просветительского центра появилась новая инсталляция, святому благоверному великому князю Александру Невскому
|
Святой благоверный князь Александр Невский — небесный покровитель Санкт-Петербурга
Князь Александр Невский принадлежит к числу тех великих людей в истории нашего Отечества, чья деятельность не просто оказала влияние на судьбы страны и народа, но во многом изменила их, предопределила ход русской истории на многие столетия вперед. Ему выпало править Русью в тяжелейшей, переломный момент, последовавший за разорительным монгольским завоеванием, когда речь шла о самом существовании Руси, о том, сумеет ли она уцелеть, сохранить свою государственность, свою этническую самостоятельность или исчезнет с карты, подобно многим другим народам Восточной Европы, подвергшимся нашествию одновременно с ней.
Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая (ст. ст.) 1220 года в городе Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в крещении Феодор, был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо. Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна.
«В январе 1231 года Александр формально стал новгородским князем. До 1233 года он правил вместе со своим старшим братом. Но в этом году Федор умер (его внезапная смерть случилась перед самой свадьбой, когда все уже было готово к свадебному пиру). Реальная же власть целиком оставалась в руках его отца. Вероятно, Александр принимал участие в отцовских походах (например, в 1234 году под Юрьев, против ливонских немцев, и в том же году против литовцев), — пишет А.Ю. Карпов, историк, писатель, член Союза писателей России, автор книг в серии «ЖЗЛ», посвященных выдающимся правителям России. — В 1236 году Ярослав Всеволодович занял освободившийся киевский престол. С этого времени шестнадцатилетний Александр становится самостоятельным правителем Новгорода.
Начало его княжения пришлось на страшную пору в истории Руси — нашествие монголо-татар. До Новгорода полчища Батыя, обрушившегося зимой 1237/38 года на Русь, не дошли. Но большая часть Северо-Восточной Руси, ее крупнейшие города — Владимир, Суздаль, Рязань и другие — были разрушены.
Погибли многие князья, в том числе дядя Александра великий князь Владимирский Юрий Всеволодович и все его сыновья. Великокняжеский престол получил отец Александра Ярослав (1239). Происшедшая катастрофа перевернула весь ход русской истории и наложила неизгладимый отпечаток на судьбы русских людей, в том числе, конечно, и Александра. Хотя в первые годы княжения ему и не пришлось непосредственно столкнуться с завоевателями».
Но главная угроза в те годы исходила для Новгорода с запада. С самого начала XIII века новгородским князьям приходилось сдерживать натиск усиливавшегося Литовского государства. В 1239 году Александр строит укрепления по реке Шелони, защищая юго-западные рубежи своего княжества от литовских набегов.
В 1239 году, после окончания войны с литовцами за Смоленск, Александр женился на дочери Брячислава Полоцкого княжне Александре. Свадьба прошла в Торопце в храме св. Георгия. Уже в 1240 году в Новгороде родился первенец княжича, названный Василием. Всего же у него было пятеро детей.
«Большую опасность для Новгорода представляло и продвижение с запада немецких рыцарей-крестоносцев из Ливонского ордена Меченосцев (объединившегося в 1237 году с Тевтонским орденом), а с севера — Швеции, которая в первой половине XIII века усилила наступление на земли финского племя емь (тавастов), традиционно входившие в сферу влияния новгородских князей, — отмечает А.Ю. Карпов. — Можно думать, что известие о страшном Батыевом разгроме Руси побудило правителей Швеции к перенесению военных действий на территорию собственно Новгородской земли».
В 1240 году шведы высадились в устье Невы для похода на Новгород, а рыцари Ливонского ордена осадили Псков.
Поздние русские источники сообщают, что шведское войско возглавлял знаменитый в будущем ярл Биргер, зять шведского короля Эрика Эриксона и многолетний правитель Швеции, однако исследователи с сомнением относятся к этому известию. По свидетельству летописи, шведы намеревались «захватить Ладогу, попросту же сказать и Новгород, и всю область новгородскую».
Шведский предводитель прислал Александру надменное послание: «Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою». Александр решил не дожидаться активности шведов и с небольшой дружиной новгородцев и ладожан выдвинулся к Неве и, застав шведов врасплох, нанес им сокрушительное поражение.
Это было первое по-настоящему серьезное испытание для молодого новгородского князя. И Александр с честью выдержал его, проявив качества не только прирожденного полководца, но и государственного мужа. Именно тогда, при получении известия о вторжении, и прозвучали его ставшие знаменитыми слова: «Не в силе Бог, но в правде! «
Полная победа Александра превратила его в героя. Особый ореол личности князя придало то, что перед битвой ижорскому старосте Пельгусию было видение, будто по Неве плыла ладья с русскими воинами и святыми Борисом и Глебом, которые пришли помогать сроднику своему.
Эта победа принесла громкую славу двадцатилетнему князю. Именно в ее честь его стали именовать — АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ.
Однако новгородцам показалось, что князь возгордился этой победой, поэтому они «указали ему путь из города». Зимой 1240/41 года князь вместе с матерью, женой и «своим двором» (то есть войском и княжеской администрацией) уехал из Новгорода во Владимир, к отцу, а оттуда — «на княжение» в Переяславль.
Вскоре рыцари в союзе с чудью (эстонцами) захватили город Изборск, а затем и Псков — важнейший форпост на западных рубежах Руси. На следующий год немцы вторглись в новгородские земли, взяли город Тесов на реке Луге и поставили крепость Копорье.
Взятие ливонцами Пскова и продвижение их вплоть до самого Новгорода заставило новгородцев изменить свое мнение, и в 1241 году Александр вновь стал князем новгородским. Он вернулся в Новгород и был восторженно встречен жителями.
В 1242 году враги похвалялись «подчинить себе весь славянский народ». Святой Александр, выступив в зимний поход, освободил Псков, а весной 1242 года дал Тевтонскому ордену решительное сражение. На льду Чудского озера 5 апреля 1242 года сошлись оба войска.
Воздев руки к небу, святой Александр молился: «Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже». По его молитве, помощью Божией и ратным подвигом, крестоносцы были полностью разгромлены. Обращенных в бегство врагов гнали и секли воины Александровы, «словно неслись они по воздуху, и некуда было бежать врагу». Множество пленных вели потом вслед святому князю, и шли они посрамленные. «И возвратился князь Александр с победою славною, — рассказывает Житие святого Александра, — и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя «Божьими рыцарями»».
Победой на Чудском озере войска уничтожили саму возможность дальнейшего продвижения западных «соседей» на Восток. В Ледовом побоище было пленено 50 рыцарей, чего никогда ранее не случалось.
В 1245 году войско литовских князей напало на Торжок и Бежецк. Подошедший с новгородским войском Александр взял Торопец и убил больше восьми литовских князей, после чего отпустил новгородцев домой. Затем уже силами своего двора догнал и полностью уничтожил остатки литовского войска у Жижицкого озера, затем под Усвятом. По выражению летописца, литовцы впали в такой страх, что стали «блюстися имени его».
Таким образом свои главные военные и самые знаменитые победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения.
Западные границы Александру Невскому удалось надежно защитить, и пришло время оградить страну с востока. В 1242 году Александр Невский со своим отцом Ярославом выехал в Орду. На это многотрудное служение их благословил митрополит Кирилл.
И этот труд оказался непростым и трагическим. Князь Ярослав отдал за это жизнь.
В 1246 году Ярослава позвали к матери великого хана Гуюка, которая, как бы желая оказать честь русскому князю, дала ему есть и пить из собственных рук. Возвратившись от ханши Ярослав заболел и умер через неделю. Тело его удивительным образом посинело, именно это и дало повод говорить о том, что ханша отравила его.
Отец Александра Невского Ярослав завещал сыну установить союз с Золотой Ордой — он был уверен, что это было необходимо для предотвращения нового разгрома Руси. И Александр Невский следовал завету отца.
После смерти Ярослава в 1247 году Александр поехал в Орду к Батыю. Оттуда вслед за ранее уехавшим братом Андреем он отправился к великому хану в Монголию. Вернулись из Каракорума Александр и Андрей в 1249 году. В их отсутствие брат их, Михаил Хоробрит Московский (четвертый сын великого князя Ярослава), отнял у дяди Святослава Всеволодовича владимирское великое княжение в 1248 году, но в том же году погиб в бою с литовцами.
Святославу удалось разбить литовцев у Зубцова. Батый планировал отдать владимирское великое княжение Александру, но согласно завещанию Ярослава владимирским князем должен был стать Андрей, а новгородским и киевским — Александр.
В итоге правителями Монгольской империи, несмотря на смерть Гуюка во время похода на Батыя в 1248 году, Александр получил Киев и «всю Русскую землю».
Около 1251 года был заключен договор между Новгородом и Норвегией об урегулировании пограничных споров и разграничении в сборе дани с территории, на которой проживали карелы и саамы. Тогда же Александр вел переговоры о женитьбе своего сына Василия на дочери норвежского короля Хакона Хаконарсона. Правда, переговоры эти не увенчались успехом из-за вторжения на Русь татар — так называемой «Неврюевой рати».
В 1252 году Александр вернулся из Орды во Владимир с ярлыком на великое княжение и торжественно был посажен на великокняжеский престол. После страшного Неврюева разорения он в первую очередь должен был позаботиться о восстановлении разрушенного Владимира и других русских городов. Князь «церкви воздвиг, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их», — свидетельствует автор княжеского Жития. Особую заботу князь проявлял по отношению к Церкви.
На границах всё равно было неспокойно. Известен поход Александра против шведов в 1256 году. Он был предпринят в ответ на их новую попытку вторгнуться в пределы Руси и основать крепость на восточном, русском, берегу реки Наровы.
К тому времени слава о победах Александра разошлась уже далеко за пределы Руси. Узнав даже не о выступлении русской рати из Новгорода, но только лишь о подготовке к выступлению, захватчики «побегоша за море».
На этот раз Александр направил свои дружины в Северную Финляндию, недавно присоединенную к шведской короне. Несмотря на тяготы зимнего перехода по заснеженной пустынной местности, поход закончился успешно: «И повоевали Поморье всё: одних убили, а других в полон взяли и обратно возвратились в землю свою со множеством полона».
Летописец называл его «темным походом». Русское войско шло сквозь полярную ночь. Но во тьму язычества Александр нес свет евангельской проповеди и православной культуры.
Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное святым Александром Невским историческое призвание Руси. Святой князь использовал любую возможность для возвышения родной земли и облегчения ее крестного жребия. В 1262 году по его указанию во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов — баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло.
Эта дипломатическая поездка Александра в Сарай была последней для него. Долг перед страной был выполнен. Но силы были отданы все — он жизнь положил на служение родной стране. На обратном пути из Орды Александр смертельно занемог.
Приняв схиму под именем Алексия, он скончался 14 ноября 1263 года. Тело его перевезли во Владимир и 23 ноября похоронили в соборе Рождества Богородицы Владимирского Рождественского монастыря при огромном стечении народа.
«Соблюдение Русской земли, — писал историк Сергей Соловьёв, — от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского».
Церковное почитание святого князя началось, по-видимому, сразу же после его смерти. Житие рассказывает о чуде, случившемся при самом погребении: когда тело князя было положено в гробницу и митрополит Кирилл, по обычаю, хотел вложить в его руку духовную грамоту, люди увидели, как князь, «будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита… Так прославил Бог угодника своего».
Спустя несколько десятилетий после кончины князя было составлено его Житие. Официальная канонизация князя Русской Православной Церковью состоялась в 1547 году, на Церковном Соборе, созванном митрополитом Макарием и царем Иваном Грозным, когда были причтены к лику святых многие новые русские чудотворцы, ранее почитавшиеся лишь местно.
Церковь в равной мере прославляет и воинские доблести князя, «николиже во бранех побеждаема, всегда же побеждающа», и его подвиг кротости, терпения «паче мужества» и «непобедимого смирения».
Если мы обратимся к последующим векам русской истории, то перед нами предстанет как бы вторая, посмертная биография князя, незримое присутствие которого отчетливо ощущается во многих событиях — и прежде всего в переломные, наиболее драматичные моменты жизни страны. Первое обретение его мощей совершилось в год великой Куликовской победы, одержанной правнуком Александра Невского, великим московским князем Дмитрием Донским в 1380 году.
В чудесных видениях князь Александр Ярославич предстает непосредственным участником и самой Куликовской битвы, и битвы на Молодях в 1572 году, когда войска князя Михаила Ивановича Воротынского разбили крымского хана Девлет-Гирея всего в 45 километрах от Москвы.
Образ Александра Невского видят над Владимиром в 1491 году, спустя год после окончательного свержения ордынского ига.
В 1552 году, во время похода на Казань, приведшего к покорению Казанского ханства, царь Иван Грозный совершает молебен у гроба Александра Невского, и во время этого молебна происходит чудо, расцененное всеми как знамение грядущей победы.
Мощи святого князя, пребывавшие до 1723 года во Владимирском Рождественском монастыре, источали многочисленные чудеса, сведения о которых тщательно записывались монастырскими властями.
Новая страница в почитании святого и благоверного великого князя Александра Невского началась в XVIII веке, при императоре Петре Великом. Победитель шведов и основатель Санкт-Петербурга, ставшего для России «окном в Европу», Петр увидел в князе Александре своего непосредственного предшественника в борьбе со шведским господством на Балтийском море и передал под его небесное покровительство основанный им на берегах Невы город.
Еще в 1710 году Петр повелел включить в отпусты при богослужении имя святого Александра Невского как молитвенного предстателя за «Невскую страну». В том же году он лично выбрал место для построения монастыря во имя Святой Троицы и Святого Александра Невского — будущей Александро-Невской лавры. Петр желал перенести сюда из Владимира мощи святого князя. Войны со шведами и турками замедлили исполнение этого желания.
30 августа 1721 года Петр Первый после продолжительной и изнурительной войны со шведами заключил Ништадтский мир. Именно этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского.
Перенесение мощей в Санкт-Петербург было осуществлено по велению Петра I в 1724 году.
Встреча святыни в Санкт-Петербурге 30 августа 1724 года отличалась особой торжественностью. По преданию, на последнем отрезке пути (от устья Ижоры до Александро-Невского монастыря) Петр лично правил галерой с драгоценным грузом, а за веслами находились его ближайшие сподвижники, первые сановники государства. Тогда же было установлено ежегодное празднование памяти святого князя в день перенесения мощей 30 августа.
Таким образом Петр I освятил Северную столицу России и основанную им в 1710 году Александро-Невскую лавру прахом любимого и чтимого в народе святого.
Православная Церковь 12 сентября празднует день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург.
В 1753 году императрица Елизавета соорудила серебряную раку для мощей Александра Невского — был учрежден ежегодный крестный ход в этот день. В 1790 году мощи были перенесены в Троицкую церковь в присутствии императрицы Екатерины II.
«АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ БЫЛ ВЕЛИЧАЙШИМ СТРАТЕГОМ, ЧУВСТВОВАВШИМ НЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ, А ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ОПАСНОСТИ ДЛЯ РОССИИ, — ГОВОРИТ О КНЯЗЕ И ПОЛКОВОДЦЕ ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛ. — ОН БОРОЛСЯ НЕ С ВОСТОКОМ ИЛИ С ЗАПАДОМ, НЕ С КОНКРЕТНЫМИ ВРАГАМИ. ОН БОРОЛСЯ ЗА НАЦИОНАЛЬНУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ, ЗА НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОПОНИМАНИЕ».