СОБЫТИЯ
Казак дает присягу один раз

Служить Отечеству, Церкви и честному казачеству — такое обещание дал 19-летний Виктор Грузков в сестрорецком храме Тихвинской иконы Божией Матери в присутствии настоятеля архимандрита Гавриила (Коневиченко) и потомственного конвойца, старейшины Вячеслава Полякова, атамана станицы «Никольская». Правнук последнего камер-казака императорского конвоя Кирилла Полякова, напутствуя воина, поделился знаниями о традициях казачества, которые передали ему из своих уст предки.

 

 

«В нынешнее время обещание называется присягой на службу со словами: „Служу казачеству, вере православной и Отечеству“. Раннее присягали на службу только царю, и было понятно, в какое время служил человек и какому государю. Казака никогда не могли пороть, пока он сам не принимал поругание для себя. За проступок раньше было поругание — наказание плетью, нагайкой, но не в присягу. Никогда казак не стоял на коленях ни перед кем, только перед Богом, родителями и государем. Не божился, не клялся людям — это грех. А крестоцелование было при царе на каждой исповеди, и другой нужды не было.
 
Только перед призыванием на службу к царю молодые в 19 лет облачались в справу с оружием и совершался в храме чин освящения с молитвой и окроплением. Так жили раньше казаки, а сейчас многое придумано, появились нововведения.
 
Перед тем, как на службу отправляться, казаки-старики (каждый индивидуально!) «обещались»: «Обещаюсь уважать командира, исполнять указания, не посрамить славы отцов своих, дедов и предков. Обещаюсь, батюшка, обещаюсь, честная станица!» Это обряд проводов, а не присяга.
 
А в последние тридцать лет многое придумано — коленопреклонение, стегание казаков нагайками, клятва войску… Это театрализпция. Изобретают глупости и пишут об этом. Современные потомки казаков, которые хотят что-то  возродить, тем не менее вносят элементы присяги советского времени и российского варианта.
 
У казаков раньше всe проще было и естественно, по-церковному. Присягу давали только государю. Если во время службы царь умирал или менялся, снова — крестоцелование, благословение и окропление священника. Пленный казак дорого стоил, и попасть в плен было позорно. Перед любым боем, сражением, походом полковые священники окропляли войско, читали общую молитву: «Господи, помилуй, Господи, помоги, Господи, спаси!» Казаки всегда были верными государю, так как принимали присягу один раз».
 
После того, как Виктор дал присягу, как раннее — с благословением священника, крестоцелованием и прикладыванием к Евангелию на аналое, отец Гавриил обратился к нему с назиданием и поздравил его в присутствии почетных гостей и других свидетелей. Вскоре нового казака Конвоя памяти святого императора Николая II облачат в справу с оружием и совершат чин освящения с молитвой и окроплением.