400-летию Дома Романовых посвящается
Документальный фильм архимандрита Гавриила (Коневиченко) "Набат к покаянию"

К столетию трагической гибели Российской Империи

 

 

В центре Сестрорецка, который вместе с поселком Разливом более 70 лет был памятной «ленинской зоной», построен церковный комплекс с новым мемориальным пространством, посвященным царственным мученикам. Взгляд кинокамеры останавливается на огромной фотографии царской семьи с надписью «Прости нас, государь!» Невольно задумываешься: а в чем состоит покаяние? С чем мы пришли к вековому трагическому юбилею? 
 
В городах России по-прежнему стоят памятники Ленину, именами гонителей веры названы улицы, труп «вождя пролетариата» выставлен на центральной площади столицы. Ритуальное поклонение продолжается, и хотя тех, кто верит в «идеалы» коммунизма, становится все меньше, лишь немногие глубоко, на уровне переживания, понимают пагубность былых «идеалов» и необходимость отречься от них. 
 
Новая киноработа началась с внутреннего эмоционального порыва, с желания последовать примеру одного из великих подвижников нашего времени. Храму Тихвинской иконы Божией Матери в Сестрорецке из Кутаиси были подарены икона преподобного Гавриила (Ургебадзе) и альбом о нем. В 1965 году во время майской демонстрации в Тбилиси старец поджег 12-метровый портрет Ленина на здании Совета министров Грузии, назвав изображенного сатаной и заявив, что поклонения достоин только Бог, а не человек. Христа ради юродивый наших дней жестоко пострадал, но беспрецедентным деянием не просто обличил возглавителя безбожного сообщества, но фактически заложил основу распада богоборческого режима. 
 
Примером такого деятельного, безоглядного и бесстрашного покаяния может вдохновиться не каждый. Но и честный разговор с самим собой — уже многое. Прихожанка храма, много лет гордившаяся своей принадлежностью к КПСС, признается, что не осознавала партию коммунистов как сообщество богоборцев, которые уничтожали святыни, свергли монархию, убили царскую семью. Она, сама того не осознавая, хранила партбилет как свидетельство причастности к этой преступной структуре. В детстве ее крестили, но свидетельства о крещении у нее не было, а красная книжечка, на которой кровь 42-х миллионов убиенных богоборческой властью, сохранилась. Спустя много лет, на седьмом десятке жизни она решила сжечь партбилет и вместе с этим деянием избавиться от бремени прошлого, отречься от него. Господь попаляет все тернии. «Я выбрала путь к Богу», — говорит женщина.
 
Нельзя веровать, не отрекаясь от сатаны, обманывая самого себя. «Отрицаеши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех аггел его, и всего служения его, и всея гордыни его?» Этот вопрос при крещении задает священник оглашенному или его восприемнику и получает ответ: «Отрицаюся». Истинное покаяние подобно крещению, готовности родиться в Боге для новой жизни, когда человеку открываются врата в Царствие Небесное.
 
Тема крещения в новую жизнь проходит через весь фильм. Он стал логическим продолжением киноработы архимандрита Гавриила (Коневиченко) «Отрицаюся… Верую, Господи, и исповедую…», ставившей вопрос, как преодолеть последствия самой страшной трагедии в обществе, в людях, на своей земле, в самом себе? Жить и служить на земле Сестрорецкой, где находилось второе в СССР после Мавзолея место ритуального поклонения большевистскому идолу и где «ленинское» озеро Разлив вновь стало в начале XXI века крещенским «иорданом», — особая судьба для священника. «На том берегу в свое время Ленин перевернул историю, а мы уже много лет подряд крутим ее колесо в обратную сторону», — говорит отец Гавриил. Его новый фильм поднимает важнейшую для христианина тему необходимости отречения от ложных идей и идолов, греховных привычек и предубеждений, образа жизни. 
 
ИА «Вода живая»,
04.06.17