/САМОЕ АКТУАЛЬНОЕ/

Соборное слово XIX Всемирного Русского Народного Собора по теме «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси»

Президент РФ Владимир Путин стал лауреатом первой премии Всемирного Русского Народного Собора за сохранение державной России

Президент РФ Владимир Путин стал лауреатом первой премии Всемирного Русского Народного Собора за сохранение державной России | Всемирный Русский Народный Собор

Слово Главы ВРНС, Святейшего Патриарха Кирилла на XIХ Всемирном Русском Народном Cоборе

Декларация русской идентичности

Декларация русской идентичности | Всемирный Русский Народный Собор

Слово Главы ВРНС, Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла на XVIII Всемирном Русском Народном Соборе

Глава ВРНС, Патриарх Кирилл призывает максимально учитывать интересы русского народа

Заявление ВРНС по итогам соборных слушаний «Преподобный Сергий — объединитель русских земель»

Заявление ВРНС по итогам соборных слушаний «Преподобный Сергий — объединитель русских земель»

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Тюменском форуме Всемирного Русского Народного Собора

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Тюменском форуме Всемирного Русского Народного Собора

Обращение Дискуссионного Клуба ВРНС к мыслящим людям России: Верим в себя, свой народ, свою цивилизацию!

Обращение Дискуссионного Клуба ВРНС к мыслящим людям России: Верим в себя, свой народ, свою цивилизацию!

23.05.2016

Стратегия евразийского консенсуса

19 мая 2016 года в Санкт-Петербурге прошел IV международный форум «Евразийская экономическая перспектива». Его основными темами были развитие Евразийского экономического союза в новой конфигурации глобальной экономики, правовое регулирование евразийской экономической интеграции в условиях внешних санкций и конкуренции международных союзов, сетевое взаимодействие в сфере образования и науки. Организаторы Форума — Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации и Санкт-Петербургский государственный экономический университет. 

Международный форум «Евразийская экономическая перспектива» стал одной из главных площадок для диалога парламентариев, представителей бизнеса и экспертного сообщества государств-членов СНГ, диалога по проблемам евразийской интеграции, предполагающей гармонизацию законодательств. 

Открыл Форум Председатель Государственной Думы, Председатель Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества, Председатель Парламентской ассамблеи ОДКБ Сергей Нарышкин. В рамках работы круглого стола по политике «Роль евразийского экономического союза в условиях нового миропорядка» представитель Экспертного центра ВРНС Александр Владимирович Посадский озвучил некоторые составляющие стратегии евразийского консенсуса.

Тезисы выступления Александра Владимировича Посадского

Сегодня мы живем в небезопасном, стратегически нестабильном мире. Приходится признать, что в формировании подобного образа мироздания во многом повинны именно так называемые современные комфортные государства. Есть ли основания называть современные экономически комфортные государства подлинно безопасными, сводящими риски насилия к минимуму, стремящимися к предотвращению эскалации насилия в глобальных масштабах? В настоящее время именно эти государства стали источником распространения жизненных стратегий, основанных на нигилистическом истолковании бытия, девальвации ценностей и смыслов. 

Подобные стратегии проявляют себя в формах перманентного разрушительного насилия над человеком, культурой и мирозданием. Они воспроизводятся через насильственную деформацию человека и мира, означающую принудительное обеднение бытия, упрощение многообразия, богатства и сложности форм жизни, их аннигиляцию в однородных полях перечеркнутых смыслов. Посредством деструктивных стратегий нигилизма осуществляется легитимация упрощающих реальность картин мира, практик перманентного разрушения и насилия. Несомненно, нигилистические стратегии способствуют легитимации терроризма и экстремизма. 

Они провоцируют конкурентную разработку, а затем и безостановочный «труд» в социальных тканях идеологических машин, соревнующихся в репрессивных проектах дегуманизации, радикализме преодоления человеческого в человеке. Нигилистическая деструкция, принуждающая человека и мироздание к обеднению и однообразию, в настоящее время институционально оформлена, воплощена в структурах, выражающих разрушительную позицию человека по отношению к себе и земле. Речь идет о структурно укорененном насилии. Общества, где нарушается делающее человека человеком право на культурное наследие, где принудительно осуществляется попрание духовного достоинства личности, где разрабатываются утонченные механизмы экспорта стратегий отчуждения культурных благ, а также конструируются международные правовые и экономические пространства, воплощающие практику репрессий естественного права на культурное своеобразие, не могут быть охарактеризованы как безопасные.

Современные евразийские интеграционные процессы должны быть осмыслены в ключе стратегии евразийского консенсуса. Это означает, что евразийские интеграционные процессы призваны принести стратегическую стабильность и безопасное развитие в современный мир. Данная стратегия базируется на восприятии духовной безопасности как важнейшей составляющей системы безопасности, ее определяющего элемента, опорного по отношению к ее различным аспектам. Духовная безопасность отнюдь не представляет собой некую второстепенную или периферийную подсистему общественно-государственной безопасности. Безопасное состояние общества — состояние защищенности его духовной сферы. Оно подразумевает, что базовые ценности жизнеспособны, надежно защищены и обладают высоким интегративным потенциалом. Оно предполагает защищенность исторически сформированных ценностей, создающую возможность их творческого раскрытия и преумножения.

Обращение к духовным аспектам безопасности, констатация исключительной роли духовных ценностей в ее обеспечении выводит на проблему ее соотнесения с миром культуры. Духовные ценности есть ценности культуры и как таковые они суть основополагающие смыслы человеческой деятельности, структурообразующие основания общественной жизни. Именно они конституируют социальный порядок и определяют содержание идентичности. Пространство культуры самым непосредственным образом влияет на состояние общественной безопасности. Защищенность культурно-ценностных основ общественной жизни совпадает с решением задач по ее обеспечению. Выделение духовных основ общественно-государственной безопасности, подчеркивание взаимозависимости духовности и безопасности общества подразумевает защиту его культурного достояния. Вне подобной защиты невозможно обретение суверенного развития. Сегодня представляются исполненными глубокого смысла идеи русского мыслителя Д.С. Лихачева о том, что судьба культуры является вопросом государственной безопасности, что культура — основа духовной безопасности народа.

Стратегия евразийского консенсуса воплощается через осуществление права на культурное наследие, реализацию естественного права на культурное своеобразие как основание интеграционных процессов в Евразии.

Сегодня важно обратить внимание на аналитические характеристики нашей эпохи как эры отстаивания суверенитета права в мировой общественно-политической жизни. Но о каком праве идет речь? Идет ли речь о позитивном праве, отчужденном от своих идеальных оснований, о раз­рушении связи позитивного права с правом естественным, что лишает позитивное право этической импе­ративности, ведёт к утрате личностью принципов оценки правотворче­ства, способствует правовому произволу и распространению нигилизма? Или же речь идет о правотворчестве, отвечающем нравственным запросам, призванном к раскрытию естественного права как идеальной, нравственно-должной основы формального законотворчества, определяющей линии его со­вершенствования и придающей ему характер нравственно обусловленного, подчиненного идее добра и служащего ей? 

Отстаивание суверенитета права имеет объективное значение, когда речь идет о праве, базирующемся на народных представлениях об общем благе, культурных ценностях, традиционной морали и религии. Евразийские интеграционные процессы подразумевают союз государств, ориентированных на классическое понимание права, когда естественное (или нравственное) право выступает источником формирования права позитивного. Духовное развитие личности (определяющее в силу сопряжённости личностного и соци­ального пути сложения общественного единства) как и ценность солидарности, ценность личной свободы, органически сочетаемая с солидарным единением с другими лицами, есть неоспоримые нравственные принципы, значимые составляющие естественного права, с которыми необходимо соотнесение любой системы законотворчества. Ценности духовно-творческой личности и одухотворённой со­лидарности совпадают с нравственным правом и могут быть рассмотрены в качестве духовной основы правовой интеграции евразийского пространства.

Стратегия евразийского консенсуса связана с раскрытием общего понимания блага народами Евразии. Речь идет о согласии касательно признания значения традиционных ценностей и основанных на них образов жизни началами развития стран и народов. Речь идет о формулировании принципов достойной жизни в соответствии с исторически сформировавшимися стержневыми ценностями сообществ и традиционными формами идентичности. Несомненно, достойная жизнь подразумевает и материальное благосостояние, являющееся результатом динамичного модернизационного движения общества. Евразийский консенсус означает, что традиционные ценности и идентичности выступают источником современного развития. Движение в современность осуществляется на основании, в органическом творческом единстве с исторически сформированными идентичностями, при творческом сохранении культурных почв, а не вопреки им. При этом сами материальные ценности являются производными от куль­турного достояния. К общеевразийскому пониманию общего блага следует отнести и гармоничное сочетание ценности личного бытия с коммунитарными ценностями.

Очевидна связь стратегии евразийского консенсуса с развитием Евразии как коммуникативного сообщества, характеризующегося высокой диалогической культурой. Евразийский мир сегодня призван продемонстрировать нормативную модель коммуникации между странами и народами. Речь идет о ценностно-насыщенной, вовлекающей всю личность коммуникации, имеющей целью всеохватывающую кооперацию. Коммуникативная этика народов Евразии должна базироваться на принципах, утверждающих достоинство личности и народов, равенство народов и рас, признание своеобразия и духовной глубины участников диалогического процесса.

Евразийский консенсус означает видение интеграционных процессов в ракурсе многонародного форума культурной памяти — форума взаимного признания, взаимного открытия духовной глубины другого, на котором осуществляется сближение и обретение общности, обнаруживаются горизонты общих ценностей и идентичности, претворяется в жизнь накопление культурных ценностей народами в пространстве общей памяти. Евразийские интеграционные процессы призваны воплощаться в пространстве целостного исторического самосознания. Речь идет о видении народами Евразии собственной кооперации в ракурсе исторической глубины, о видении укорененности интеграционного взаимодействия в глубинных пластах и коллективных идентичностях прошлого, об осознании исторического соприкосновения и взаимопроницаемости форм культурного наследия. Перспектива интеграции на просторах Евразии, в контексте стратегии евразийского консенсуса, может быть увидена как обладающая очевидной нормативной направленностью — обществосберегающей и культуросберегающей. Она также связана с обретением культурного союза между народами, сложением союза народно-исторических государств (государств с высокой ценностно-насыщенной идентичностью), содействующего расширению их суверенитета через углубление кооперации.

Выделенные принципы стратегии евразийского консенсуса могут быть почерпнуты из опыта развития Российской, Русско-евразийской цивилизации. Выработанные в ходе длительного исторического пути миростроительные образы жизни, ставшие традиционными для России, имеют значение, как для самой страны, так и для общеевразийских объединительных процессов. Стратегия евразийского консенсуса в той или иной степени дана в российских миростроительных принципах. Она содержится во вселенском послании русской культуры. Россия исторически несла в евразийские миры стратегическую стабильность и безопасность. На просторах Евразии раскрылся интегративный потенциал русской культуры, была раскрыта интеграционная природа Российской цивилизации. Соединив многонациональную и многоконфессиональную всечеловеческую цивилизационную ойкумену, Россия проявила устремленность к вырабатыванию солидарных форм жизни, создала беспрецедентный в истории государственный союз, который был добровольной общностью народов. В России расцвели многообразные культурные миры Европы и Азии в силу свойственной ей сберегающей идентичности, стремления к формированию горизонтов совместного духовного опыта. Ей в полной мере удалось стать цивилизацией культурного континуитета, сберегающим духовное достояние государством-цивилизацией. Она формировалась в качестве нравственно-правового государства, осуществляющего прорыв в современность как проект коллективно-всечеловеческий, на основании этики служения — в пользу всех. Ей суждено было воплотить нормативные принципы межкультурной коммуникации, раскрыть общеевразийское понимание общего блага.

 

 

26.05.2016

Святые мощи переданы в ИК-7 г. Комсомольска-на-Амуре

Церемония передачи святынь была приурочена к Дням славянской культуры и письменности в Амурской епархии, посвященных памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских.

20.05.2016

Ярославский эксперимент. «Библиотека ярославской семьи»

Вернуть себе землю, по которой ходишь, — звучит, может, и пафосно, но именно такую задачу поставили себе несколько ярославских людей, затеявшие уникальный проект.

11.05.2016

Представители Экспертного центра ВРНС в Санкт-Петерубрге обсудили межнациональные отношение с консулом Республики Пакистан

Участниками встречи была отмечена близость позиций по вопросам безопасного развития общества. Наше время ознаменовалось интенсивным развитием взаимоотношений между Россией и Пакистаном.

29.04.2016

1 мая. Солидарность и соборность как общее делание

Александр Щипков, первый заместитель председателя Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Бюро Президиума ВРНС.

08.04.2016

Александр Щипков: Патриарх и гуманизм

Недавнее выступление патриарха Кирилла, что называется, задело за живое очень многих. Чем же особо взбудоражена либеральная публика?

03.04.2016

Глава правительства Дагестана извинился за осквернение земляком статуи Будды

В свою очередь Глава Республики Калмыкия Алексей Орлов сообщил, что по факту произошедшего возбуждено дело по части 2 статьи 148 УК РФ. Подозреваемый находится в следственном изоляторе.

02.04.2016

Игорь Баринов: Русская идентичность не исчезнет, нет причин опасаться исчезновения русских как национальности.

Нет никаких причин опасаться исчезновения русских как национальности, сказал руководитель Федерального агентства по делам национальностей.

14.03.2016

Владимир Лепехин: В России разворачивается гибридная гражданская война

В гибридной гражданской войне граждане одного государства уничтожают друг друга морально и психологически. Но важно различать цели воюющих сторон.

30.12.2015

Развитие Кадетского движения — важная стратегическая задача

Два взгляда на развитие Кадетского образования.