Всемирный Русский Народный Собор

В  Общественной палате РФ прошла секция XXI ВРНС  «Экогуманизм: сбережение природы и культуры в контексте задач цивилизационного развития»

30 октября  2017 года в Общественной палате РФ прошла секция XXI Всемирного Русского Народного Собора «Экогуманизм: сбережение природы и культуры в контексте задач цивилизационного развития». 
 
2017 год был объявлен в России годом экологии. В течение всего текущего года в обществе шла оживленная дискуссия по вопросам экологической безопасности и развития экологической ответственности всех слоев общества. По мнению участников секции, важным итогом таких дискуссий стала  платформа экогуманизма, совместно представленная на секции  Экспертным центром  ВРНС и   Центром развития гуманистической экологии и культуры. 
 
Центр  гуманистической  экологии и культуры является организацией-партнером Экспертного центра ВРНС и действует в сфере  разработки и реализации проектов устойчивого развития на основе идей  академика Д.С.Лихачева о сохранении природного и культурного наследия. 
 
Выступая на секции, руководитель Экспертного центра ВРНС Александр Рудаков отметил, как важно сегодня найти баланс между радикальным экологизмом, пропагандирующим неприкосновенность природы, и радикальным, не ограниченным этическими рамками прогрессом с его утилитарным отношением и к природе и к человеку. Этической сердцевиной нового мировоззрения должна стать не забота об абстрактной окружающей среде и не бесцельное стремление к абстрактному прогрессу, но забота о ближнем. 
 
 Эксперт подчеркнул, что концепция бережного развития касается в равной мере как экономического прогресса в отношении к природной среде, так и социального прогресса в отношении к духовной традиции – если мы стремимся к сохранению природного разнообразия, то необходимо стремиться и к сохранению и этнокультурного разнообразия. 
 
В центре платформы экогуманизма находится идея человека как творческого носителя всей полноты культурно-исторической и космической жизни, и поэтому экогуманизм предполагает сбережение природы и преемственности исторического накопления духовного опыта. Он означает сохранение природного и культурного окружения человека как его целостного дома. Отвергая формулы: «Человек — опасное и вредное звено в эволюции мира» и «Человек — преходящее временное звено в эволюции мира», экогуманизм постулирует формулу: «Человек — центральное звено в развитии мироздания». 
 
Миссия экогуманизма — совершенствование человека, совершенствующего мир. Задача — охрана и гармонизация природы Вселенной, равно как и собственной природы человека. 
 
При этом платформа экогуманизма видит источником цивилизационного развития исторически сложившиеся духовные формы. Она предлагает движение в будущее не вопреки им, а на основании их творческого открытия. В ее контексте разрушение исторических связей означает разрушение связей с природой. 
 
Со своей стороны,   заместитель Руководителя Экспертного центра ВРНС Владимир Тимаков, обратил внимание на то, что развитие биотехнологий, технологий модификации человеческого генома и интеграции человеческого тела и технических устройств способны в будущем привести к созданию фактически двух рас – одним будет доступно неограниченное расширение возможностей и трансформации тела и мозга вплоть до бесконечного продления жизни, тогда как другие, напротив, будут в условиях сокращения доступной медицины все чаще терять здоровье, являться носителями наследственных заболеваний, и фактически превращаться в расу «второго сорта». 
 
Вице-президент  Международного Византийского клуба Сергей Лаковский отметил, что, несмотря на серьезные внешнеполитические  успехи, современная России пока не смогла найти такой мировоззренческий проект, с которым могли бы ассоциировать себя люди во всем мире. Между тем, для построения многополярного мира и перед лицом новых вызовов, стоящих перед человечеством, это является насущной задачей. И экогуманизм мог бы стать таким проектом, имеющим глобальное звучание, именно потому, что отвечает на самый серьезный вызов современности – дегуманизацию, когда технологии развития, которые выглядят модернизационными, но по своей сути, фактически, являются технологиями «расчеловечивания». 
 
Так, развитие информационных технологий приводит сегодня к неконтролируемому сбору транснациональными корпорациями информации о пользователях любых электронных устройств и нарушению права на неприкосновенность частной жизни и защиту личного пространства. Развитие биотехнологий ставит под вопрос  саму сущность представления о человеке. Дегуманизация в сфере природоохранной деятельности проявляется в отказе от технологий развития энергетики и сельского хозяйства, мотивированных приоритетом защиты природы,  что фактически не позволяет решать проблемы бедности, борьбы с неравенством и задачи повышения уровня жизни. В то же время ради получения неограниченных прибылей транснациональные корпорации бесконтрольно развивают внедрение биотехнологий генной модифицикации. 
 
Как подчеркнул Сергей Лаковский, сегодня миру необходим такой проект, который внятно выражал бы модель развития, альтернативную дегуманизирующему вектору транснационального неоглобализма. И именно Россия могла бы выступить инициатором такого проекта. При этом экогуманизм, как всестороннее мировоззрение, позволяет реализовать идеи сохранения природы и культуры и в практических проектах - в первую очередь в сфере градостроения, транспорта, туризма. 
 
Александр Посадский, сопредседатель рабочей группы ВРНС по вопросам экологии, профессор Смольного института Российской Академии Образования, отметил, что повестка экогуманизма может быть платформой для ценностного диалога для государств и народов Евразии, и базой для ценностной интеграции евразийского пространства. Эксперт огласил также тезисы доклада, которые профессор Китайского Нефтяного Университета (Пекин) Пан Чан Вей специально направил для обсуждения на секции. 
 
«Со всем основанием можно говорить о древнейших традициях гуманизма в Китае. Конечно, китайский гуманизм, прежде всего, связывается с учением Конфуция. Идеал человека в конфуцианстве ориентирован на принцип жэнь. Жэнь 仁 — любовь к людям, бескорыстное человеколюбие, милосердие, гуманность. Речь идет о золотом правиле этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе». Принцип Жэнь 仁 сочетается с принципом И 义 (правда, справедливость) и Синь 信 — искренность. Он подразумевает 礼 этикет и 智мудрость. Конфуцианские идеи об осуществлении управления на основе добродетели, любви к людям, великодушии и оказании милости — все это есть конкретные выражения понятия "золотая середина". Конфуций "ловил рыбу удочкой, а не сетью, охотясь, не стрелял птиц, устроившихся на ночлег"(Лун юй,гл.8). Это выражение отражает идею сохранения природы,не делая ничего чрезмерного по принципу золотой середины. Конечно, формирование конфуцианского гуманизма было подготовлено всей предшествующей духовной историей Китая. Очень интересно отметить, что два выдающиеся мыслителя Н.И.Конрад и А.Ф.Лосев считали: гуманистическое Возрождение наступило в Китае раньше чем в Западной Европе»,  — отмечал ученый. 
 
Почетный гость мероприятия, советник второго ранга Посольства Исламской Республики Иран в Российской Федерации Али Мохагег в своем выступлении сказал, что экологический кризис на Земле имеет историко-психологические корни и связан с моделью развития современного общества, которое уходит от духовности и нравственности, выбрав модель развития, где главная цель — накопление богатства любой ценой. «Сегодня острее, чем когда бы то ни было, ощущается потребность в выработке принципов экологической этики, в основе которой лежали бы божественные идеалы, и которая, в то же время, не оставляла бы без внимания развитие и улучшение материальной жизни», — заключил он. 
 
Сергей Степанов, ректор Академии МНЭПУ (Международный независимый эколого-политологический университет) отметил, что сегодня под экологии часто понимаются самые разные проблемы и понятия, и внесение в нее ценностно-мировоззренческой повестки является сегодня насущной необходимостью. 
 
Игорь Зорин, президент Российской международной академии туризма, подчеркнул, что ресурсы обычного туризма на сегодня уже исчерпаны, и люди нуждаются в технологиях рекреации, основанных на их духовных потребностях. 
 
Председатель правления Института динамического консерватизма, экономист Андрей Кобяков, указал на то, что представленная концепция экогуманизма затрагивает действительно актуальные проблемы современного развития, однако призвал авторов к более широкой разработке терминологического аппарата, поскольку многие термины, включая и само понятие «гуманизм», имеют на данный момент ряд устоявшихся значений, зачастую противоречащих представленным идеям.
 
В рамках мероприятия участники также обсудили проект Договора о запрете ядерного оружия (ДЗЯО), который активно обсуждается сегодня на международных площадках. По мнению руководителя Экспертного центра ВРНС Александра Рудакова,  призыв к отказу от ядерного оружия в пользу «обычных» видов  вооружений  не решает проблему построения мира без войн и насилия. Напротив, это стимулирует лишь рост насилия, «легализуя» развитие не менее жестоких военных технологий, применение которых предлагается считать «нормальным», в отличие от ядерного оружия, во многом удерживающего сегодня мир от масштабных мировых войн. 
 
Со своей стороны, Александр Посадский предостерег от развязывания «зеленых войн» или «эко-войн» с помощью оружия, сохраняющего в неприкосновенности природную среду, но избирательно действующего только на человека.  По мнению эксперта, такие подходы являются циничными и бесчеловечными, должны быть осуждены мировым сообществом.