Премия «Золотой дирижер»
Игорь КОРНЕЛЮК

Популярный певец, композитор.

2004 г.

 

БИОГРАФИЯ

 

Игорь Евгеньевич Корнелюк

 

Официальный сайт с биографией: http://www.korneluk.ru/biography.php

 


Композитор и певец, родился 16 ноября 1962 в г.Брест (Беларусь)


Семья

 

В семье Игоря не было музыкантов, если не считать увлечения бабушки Маруси — Марии Демьяновны, которая исполняла романсы, аккомпанируя себе на семиструнной гитаре.
Но в семье любили петь за столом на праздники и когда приходили гости. Для Игоря такое семейное пение и стало начальной школой вокала: «…Поскольку у меня был довольно звонкий голос, (меня) попросили спеть. Я весь вечер под баян исполнял все что знаю», — вспоминает Игорь.

 

Старшая сестра Игоря – Наталья, к тому времени уже некоторое время занималась на скрипке и фортепиано. В интервью изданию «Вакансия» Игорь признался: «Я помню, как однажды открыл для себя, что если „до“, «ми» и  «соль» нажать одновременно, то звучит удивительно гармоничный аккорд. Это для меня было открытием не меньшим, чем теория относительности».


Родители, мама Нина Афанасьевна и отец Евгений Касьянович, оба по образованию инженеры, поначалу музыкальную карьеру своего сына не приветствовали, однако по настоятельному совету профессора Белорусской государственной консерватории, в 6 лет отдали Игоря учиться в музыкальную школу, по классу фортепиано.


Мнение Евгения Касьяновича о профессии сына изменилось намного позже, когда началась сольная карьера Игоря. «Отец работал диспетчером на станции Брест-Центральная. Много лет стоял на очереди, чтобы купить „девятку“ – это была его мечта. И вот когда настал день получать машину, у него случился инфаркт. После выписки стал узнавать, когда же ему можно прийти за машиной, и услышал: «Ну какая же вам теперь машина? Вы теперь инвалид». Отец был очень расстроен, долго переживал… А в то время я как раз начинал гастролировать. Мне предложили тогда большой тур в Тольятти. Там-то я и воспользовался моментом: купил машину отцу и пригнал ее в Брест. Когда он ее увидел, заплакал. Помню, как ему сказал: «Согласись, папа, что профессия музыканта все же неплохая». Тогда он согласился».


(25 февраля 2012 года отца Игоря не стало. Мы скорбим вместе с Игорем и разделяем горечь его утраты, а также желаем маме Игоря, Нине Афанасьевне, крепкого здоровья и долгих, счастливых лет жизни)


Детство


В 9 лет Игорь уже написал первую песню «Россия, милая Россия, берёзок стройные стволы…».
В музыкальной школе Игорь учился, по его же словам, отвратительно, по сольфеджио у него стоял «кол». Что, однако, не мешало играть Игорю в ансамбле на танцах. Он приходил из школы, снимал пионерский галстук и шёл выступать.

 

Свой трудовой музыкальный стаж Игорь начал в 5 классе – по субботам и воскресеньям играл на ионике в ансамбле на танцах в городском Дворце культуры, получая за свою работу 29 рублей с копейками в месяц.

 

А потом Игорь влюбился. Безнадёжно. Девчонка его бросила. Трагедия была для детской ранимой души настолько чудовищна, что Игорь заболел, а когда выздоровел, появилась непреодолимая потребность излить в звуках то, что его переполняло.
«Так что Любе я благодарен по гроб жизни, она сделала меня композитором!» — говорит Игорь. «Появились наивные песенки про любовь. Слова у кого только не брал — у Есенина, Цветаевой, Ахматовой, даже добрался до Пастернака, вряд ли понимая тогда, о чём он пишет».


В музыкальной школе Игорь играл в ВИА «Улыбка», а также выполнял просьбы записать ноты мелодии и элементарный аккомпанемент полюбившейся песни.


После 8 класса, В 1977 году, Игорь поступил в Брестское музыкальное училище на теоретико-композиторское отделение. Правда, учебой назвать это было трудно, поскольку он параллельно играл в рок-ансамблях, «тусовался», приходил домой под утро уставший, так что было не до теорий. Но именно в этот год преподаватель сказала Игорю, что ему нужно ехать учиться в Ленинград, поскольку там самая сильная композиторская школа.

 

Одним прекрасным июньским утром 1978 года, вернувшись домой с очередного «сейшена», Игорь сказал маме: «Я еду учиться в Ленинград!». Мама устало махнула рукой и ответила: «Делай все, что угодно!». В этот же день Игорь уехал в Ленинград.

 

Музыкальное училище при Ленинградской Государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова (1978 – 1982).

 

Поскольку решение об отъезде было спонтанным, а сам отъезд был стремительным, прибыл Игорь в Ленинград без каких-либо документов для поступления в Музыкальное училище.
Ни о каком переводе с курса на курс из Брестского музыкального училища речи не шло – слишком велика была разница в программе обучения и уровне подготовки. Игорю нужно было поступать заново на первый курс. До вступительных экзаменов оставалась одна неделя.

 

За это время Игорь сочинил цикл пьес для фортепиано, которые и принёс на экзамен. Принимать экзамен в училище был приглашен Владлен Павлович Чистяков, преподающий в Ленинградской консерватории инструментовку и композицию. Сдав экзамен, Игорь вышел в коридор, полностью уверенный в провале. Но через какое-то время открылась дверь, появился Владлен Павлович, подошёл к Игорю и сказал: «Поздравляю, молодой человек! Я буду иметь честь Вас учить». Все четыре года они прошли вместе и отношения их были очень тёплыми, почти сыновне-отцовскими.

 

Вообще четыре года учёбы в училище, по словам Игоря, были для него самыми плодотворными с точки зрения образования. Приходилось трудно, нагрузка была колоссальной. Именно в училище Игорь вплотную занялся композицией и впервые серьёзно приблизился к изучению оркестра.

 

Там же, в музыкальном училище, в 1979 году Игорь познакомился с Региной Лисиц, в будущем — его постоянным соавтором. Свою первую совместную песню — «Кто сказал: пройдет?» они написали к студенческому капустнику.

 

Получил диплом музыкального училища при Ленинградской Государственной Консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова.

 

В самом конце IV курса музыкального училища Игорь получил свой первый в жизни заказ на написание музыки. В то время в Академическом театре драмы имени А.С.Пушкина готовился премьерный спектакль «Трубач на площади», в котором, кстати, главную роль играл молодой тогда актер-дебютант Николай Фоменко. Игорю поручили написать музыку к этому спектаклю. Он отнёсся к заказу очень серьёзно. Написав партитуру, он пригласил для записи фонограммы музыкантов из оркестра имени В.П. Соловьева-Седова Ленинградского радио и телевидения.

 

А через четыре дня Игорь женился на Марине, с которой они живут вместе уже больше четверти века.

(19 июля 2012 года Игорь и Марина отметили тридцатилетний юбилей своей свадьбы. Поздравляем!)

 

Ленинградская Государственная консерватория (1982-1987)

 

Следующей ступенью в образовании должна была стать консерватория, которую Игорь закончил блестяще. За время учёбы в консерватории (по классу композиции) Игорь написал музыку к научно-популярному фильму о нуждах колхозов, музыку к спектаклю «Крестики-нолики» (Театр Комедии имени Н.П.Акимова, 1985 г.), симфонию, четыре пьесы для фортепиано, несколько фортепианных циклов, цикл романсов (8) на стихи Б.Пастернака, цикл романсов (4) на стихи А.Ахматовой, цикл романсов (5) на стихи Мустая Карима, хоровой цикл на стихи А.С.Пушкина, струнный квартет.
Все его произведения исполнялись студентами консерватории.

 

На становление Игоря как композитора, по его словам, оказала влияние самая разная музыка: в юности – «QUEEN», в музыкальном училище — джаз, в консерватории — творчество музыкантов «Могучей кучки» (Н.А.Римский-Корсаков, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин). Игорь даже написал рок-сюиту с использованием интонаций и музыкального строя великих композиторов.

 

Хитмейкером же Игорь стал на спор. Случилось это так.

По словам Игоря, Александр Морозов, однокурсник и, к тому времени уже маститый композитор, сказал как-то         ему в доверительной беседе: «Старик, знаешь, в чем разница между мной и тобой? Ты — человек хорошо обученный, а я – талант. Вот ты пишешь сложную музыку для подготовленного слушателя, а я – простые песни, и их поет советский народ. Ты так не сможешь». Игоря задело за живое, и они поспорили на две бутылки коньяку, что Игорь напишет песню, которую будет петь весь советский народ.

 

Игорь написал тогда сразу несколько песен.

 

Песня «Милый» пришла чуть ли не в каждый дом — как в Ленинграде, так и в Москве, Брянске, Томске, Южно-Сахалинске… Первыми исполнили эту песню артисты ленинградского театра «Буфф» Лена Спиридонова и Женя Александров (позже Игорь исполнил эту песню с Еленой Спиридоновой для альбома «Билет на балет» (1989), а впоследствии – записал также в дуэте с Алёной Иванцовой ( «Мои любимые песни» (1994).


А другую песню — первый фонографический дебют композитора — выпустила фирма «Мелодия»: миньон «Мальчик с девочкой дружил» в исполнении Альберта Асадуллина. Волна успеха прокатилась по всей стране. По опросу, проведённому в 1985 году газетой «Комсомольская правда», песня «Мальчик с девочкой дружил» вошла в десятку лучших песен).

 

В 1985 году Игорь написал свои первые профессиональные песни на стихи Регины Лисиц – своим основным поэтом – соавтором, которые исполняются известными советскими эстрадными «звездами». С песней «Узнай» выступает в Сопоте Анне Вески и становится лауреатом фестиваля, Светлана Медяник, исполняя песню «Не со мной», занимает второе место на телевизионном конкурсе «Юрмала-86».

Впоследствии у Анне Вески появилась целая программа, составленная из песен Игоря Корнелюка, среди которых «Обезьяна», «Я не понимаю, что со мной», «Гороскоп», «Не со мной» и другие.
 

Во время учёбы в консерватории Игорь знакомится с новой музыкальной техникой — синтезаторами и компьютерами. Тогда их распространение было ещё не так велико, как сейчас. И когда в 1987 году Игорь защищает диплом (на «отлично»), его преподавателей чуть не хватил сердечный удар — ведь он представил первую в истории консерватории компьютерную симфонию. Она и называлась соответствующе — «Симфоническая фантазия для компьютера», и исполнялась компьютером. Прослушав это произведение, приглашённый из Московской консерватории профессор А.С.Леман сказал Игорю: «У вас хлебный талант».

 

После окончания консерватории Игорь больше не работает над симфониями, хотя мечта создать произведение, серьезное по форме и академическое по содержанию, остается.

 

В газете «Смена» от 11.01.87г. Игорь Корнелюк был назван в числе лучших эстрадных авторов-исполнителей, а также включён в десятку лучших мелодистов страны.

 

Профессиональная деятельность

 

С 1985 по 1988 Игорь Корнелюк работал музыкальным руководителем Ленинградского театра «Буфф», пишет музыку для его постановок, аккомпанирует и поет.


Параллельно он пишет песни, предлагает их исполнителям. Его песни поет теперь и Эдита Пьеха. Для Пьехи Игорь написал две песни — «Белый вечер» и  «Послушай». Но Корнелюка никто еще не узнает на улицах, и он спокойно ездит на метро. Настолько спокойно, что порой Игоря охватывает отчаяние.

 

Популярность приходит неожиданно. После ухода из театра в 1988 году композитор Виктор Резников, ныне покойный, приглашает Игоря поучаствовать с ним в передаче Ленинградского телевидения «Музыкальный ринг», поучаствовать и посоревноваться.


1 августа 1988 года. На «Ринге» у Резникова огромная команда скандирующих поклонников и известных исполнителей, у Игоря же — только старый друг, приехавший из Бреста. Неожиданно для себя Игорь выигрывает «Ринг» и на следующий день просыпается знаменитым.

 

Теперь он поёт собственные песни, прекрасные аранжировки к которым делает тоже сам.

 

В этом же году его песня «Билет на балет» становится Лауреатом телевизионного фестиваля «Песня года».
 

Так началась плодотворная сольная карьера эстрадного композитора-исполнителя Игоря Корнелюка.

 

Его первым арт-директором стал Сергей Данилов, на стихи которого Игорь впоследствии написал песни «Знал бы прикуп — жил бы в Сочи», «Ходим по Парижу», «Лунатики», «Ну и пусть», «Послушай», спетую вместе с Эдитой Пьехой, «Мама», исполненную Илоной Броневицкой.

 

В 1988 году Игорь Корнелюк представляет свою первую сольную программу в зале «Дружба» в Лужниках в Москве и в КЗ  «Октябрьский» в Питере.

 

В том же году — сольный концерт на стадионе «Динамо».
1989 — концерт в  «Олимпийском».
1991 — вновь Москва, ДС  «Лужники».
Год спустя — новая сольная программа «Пусть говорят», премьера которой проходит в питерском КЗ  «Октябрьский».

 

В 1995 году Игорь открыл собственную студию.

 

В 1996 году выступил в Москве в ГЦКЗ «Россия» со своими старыми и новыми шлягерами.

 

В 1997 году Игорю исполнилось 35 лет. Свой юбилей он встретил в работе над музыкой к спектаклю «Страсти по Мольеру», поставленному молодым талантливым режиссёром Виктором Крамером в Театре Комедии имени Н.П.Акимова. Премьера прошла успешно в 12.12.1997 года.

 

4 марта 1998 года состоялся второй в жизни Игоря «Музыкальный ринг».

Между рингами прошло ровно 10 лет. В этот раз Игорь состязался с композитором-исполнителем Виктором Чайкой.

И вновь, несмотря на то, что его соперниками и в первом, и во втором случае были Викторы (от лат. «victor» — победитель), победу одержал Игорь, с сокрушительным разрывом в счёте опередив своего коллегу.

 

За годы творческой работы Игорь Корнелюк написал свыше 100 песен, является автором нескольких музыкальных спектаклей, детскую оперу «Тяни-толкай, или Айболит со Зверинской улицы», которая идёт в Мюзик-холле с 1989 года до сих пор.

 

Кино

 

Свою первую работу в кино Игорь сделал еще в 1990 году, написав прекрасную музыку к телевизионному фильму Акима Салбиева «Короткая игра», однако возвращается к кинематографу лишь спустя 10 лет, в 2000 году, для того, чтобы создать свой гениальный «Город, которого нет» к сериалу «Бандитский Петербург» Владимира Бортко.

 

После такого успеха, Игорь становится одним из самых востребованных кинокомпозиторов отечественного кинематографа.

 

«Идиот», «Честь имею», «Русский перевод», «Мастер и Маргарита», «Правосудие волков» и  «Тарас Бульба» — вот далеко не исчерпывающий перечень созданных Игорем музыкальных кинороманов.

 

При этом Игорь не прекращает активную гастрольную деятельность и не отказывается от возможности испытать себя в различных ипостасях.

 

Игорь был ведущим телепередачи «Мама, папа и я — спортивная семья» (РТР), написал для программы песню-девиз «Про семью», снялся в эпизодах, сыграв самого себя в сериалах «Менты» и  «Тайны следствия», принимал участие в различных шоу-программах ( «Блеф-клуб», «Белый попугай», «СВ-Шоу»), был членом жюри музыкальных конкурсов (молодых исполнителей «Юрмала», «Ялта», «Славянский базар»), и ведущим конкурсов красоты ( «Мисс Екатеринбург», «Миссис Лесничанка»).

 

Указом президента N 648 от 21 мая 2007 года Корнелюку Игорю Евгеньевичу — композитору города Санкт-Петербург, присуждено звание «ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ИСКУССТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

 

30 марта 2007 года в Гранд Отеле «Европа» в Санкт-Петербурге прошла Торжественная церемония «Пара города» при поддержке Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга, среди номинантов которой были Игорь и Марина Корнелюк.

 

Игорь, кроме своих сольных и сборных концертов, очень много выступает в благотворительных акциях и концертах, и ещё с 90-х годов ХХ века является учредителем Санкт-Петербургского общественного благотворительного фонда поддержки образования и творчества – ФОНДА ПРОДОЛЖЕНiЯ ЖiЗНi, активно участвуя в выполнении его уставных задач.

Игорь неоднократно принимал участие в программах ОБД «Золотой Пеликан» и ЦТР  «Душа ребёнка», передал в дар студии звукозаписи для слепых и слабовидящих людей часть аппаратуры из своей студии. И вот уже несколько лет шефствует в социальной гостинице «Мечта», оказывая детям материальную и гуманитарную помощь.

 

06.06.2010 г. власти Санкт-Петербурга наградили Игоря званием «Почетный житель Петроградского района».

 

22 октября 2010 года в концертном зале «Гигант-холл» в Санкт-Петербурге состоялся большой концерт-презентация, посвященный открытию нового официального сайта Игоря, а также выпуску сразу трех компакт-дисков с музыкой: «Песни из кино», «Музыка к фильму „Мастер и Маргарита“, «Музыка к фильму „Тарас Бульба“).

 

Несколько лет назад Игорь построил дом и переехал жить за город (10.11 2007 г.). Там он все устроил именно так, как ему всегда хотелось: и интерьер, и, прежде всего творческую мастерскую – музыкальную студию. «Все часы я настроил так, чтобы они били одновременно, в унисон. Когда по дому разливается этот перезвон, прямо чувствую, как наше жилище наполняется какой-то мощной энергетикой, оживает» – поделился Игорь в интервью изданию «7дней.ру».

 

В 2012 году Игорь отмечает сразу три юбилея: 25-летие сценической деятельности, 30-летие свадьбы и свое 50-летие.

 

Однако не в характере Игоря отдыхать и почивать на лаврах на правах юбиляра — Игорь как никогда активно гастролирует, по стране и миру, работает над новыми проектами в кино, пишет песни и мечтает написать оперу…

 

 

Биография составлялась по материалам Интернет-сайтов, в том числе:


www.csa.ru
www.megakm.ru
www.goldenpelikan.ru
www.blatata.com
www.vacansia.ru
www.obozrevatel.com
www.podrobnodom.ru