СОБЫТИЯ
Известный российский педагог и психолог Инна Степановна Петронюк награждена орденским знаком «Император Николай II»

По благословению духовника Конвоя памяти Святого Страстотерпца Николая II архимандрита Гавриила (Коневиченко) в последний месяц юбилейного года памяти 150-летия рождения Государя Императора Николая II и 100-летия со дня мученической гибели Царской Семьи орденским знаком «Император Николай II» была награждена известный российский педагог и психолог Инна Степановна Петронюк.

 

 

Инна Степановна в 1992 году закончила Московский областной педагогический университет, физико-математический факультет и получила специальность «учитель математики, информатики и вычислительной техники». С 1992 по 2012 год находилась на службе в Вооруженных силах России, из них восемь лет служила в образовательном учреждении Министерства обороны России; имеет воинское звание – майор.

 

В 2008 году на факультете психологии СПбГУ защитила кандидатскую диссертацию по педагогике «Педагогическое сопровождение становления ценностного отношения подростков в условиях кадетского корпуса».

 

В 2004 году прошла переподготовку по программе «Психология» в Военном университете (г. Москва). Имеет Высшую квалификацию психолога и воспитателя.

 

В 2010-2011 учебном году исполняла обязанности заместителя директора НОУ «Элитная гимназия „Михайловская“.

 

В2011-2012 учебном году исполняла обязанности методиста социально-гуманитарного факультета НОУ в ВПО «Институт декоративно-прикладного искусства».

 

Инна Степановна является автором более 60-ти публикаций по вопросам психолого-педагогического сопровождения подростков.

 

Безупречная служба Инны Степановны Петронюк была отмечена следующими высокими наградами:

медали «За отличие в военной службе» (2-й и 3-й степени),

медаль «За безупречную службу»,

Знак отличия военнослужащих Космических войск «За заслуги»;

грамоты командующего Космическими войсками РФ;

благодарность министра обороны РФ за разумную инициативу и отличие по службе проявленные при обучении и воспитании обучающихся в СВУ, НВМУ и КК Министерства обороны;

благодарность председателя Комитета по вопросам семьи женщин и детей Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

медаль «Бородино- воинское славы России» за патриотическую деятельность во имя России (Решение Президиума общественного движения «Приоритет» и Всероссийского общественного совета Заслуженных деятелей России);

медаль им.Г.С.Титова за заслуги перед космонавтикой (Президент Федерации космонавтики России);

грамоты и благодарности за участие в федеральных и всероссийских конкурсах по использованию информационных технологий в образовательном процессе.

 

В 2010 году вошла в энциклопедию «Золотой фонд профессионалов Санкт-Петербурга».

 

В настоящий момент Инна Степановна является заведующей кафедрой психологии и дефектологией ФГБОУ ДПО «Институт непрерывного образования взрослых» в СПб.

 

Данную высокую награду И.С.Петронюк получила за выдающиеся достижения в области военно-патриотического воспитания. В своей работе Инна Степановна продолжает и развивает традиции в воспитании будущих офицеров, которые существовали ещё в Императорской России. И Император Николая II для И.С.Петронюк является символом государственного служения и настоящего патриотизма. Важно отметить, что Инна Степановна написала несколько научных трудов об образовании и воспитании в эпоху Николая II.

 

Вниманию наших читателей ниже мы предлагаем статью Инны Степановны Петронюк «Влияние ценностей императорской семьи Николая II на судьбу русского общества».

 


 

Петронюк Инна Степановна, канд.пед.наук

 

Влияние ценностей императорской семьи Николая II

на судьбу русского общества

 

Детство – неотъемлемая часть жизни и культуры любого общества. Описание жизни народа не может быть целостным без учета семейных отношений и способов воспитания детей. Семейные отношения и быт описываются в отчетах путешественников, историков, этнографов с XVII века. Мир детства подробно освещался в дореволюционной научной литературе по русской этнографии.

 

Изучение детства ведется по нескольким направлениям: положение детей в обществе (социальный статус, способы жизнедеятельности, отношения со взрослыми, институты и методы воспитания), символические образы ребенка в культуре и массовом сознании, культура детства (внутренний мир ребенка, направленность его интересов, детское восприятие взрослого общества). На рубеже ХХ века особенно ценный материал составлен благодаря социологической анкете князя В.Н. Тенищева, которая среди прочих содержала вопросы о рождении, воспитании, образовании, развитии детей. Но мир детства изучают не только педагоги и психологи. Развитие и воспитание ребенка неразрывно связано с разными сторонами общественной жизни и поэтому во второй половине ХХ века возникли новые дисциплины. Среди них – история, антропология и социология и детства.

 

В основе интереса общества к личности Николая II лежит среди прочих и желание понять харизму императора и оценить её влияние на ход истории русского общества. Личность этого лидера и стечение обстоятельств, давшее ему право на власть – предмет исследования многих авторов. По мнению психологов, власть – это инстинкт, который обеспечивает человеку выживание за счет подчинения воли других. Так человек гарантирует себе и своему потомству безопасность и благосостояние. Это стремление, в свою очередь, опирается на инстинкт самосохранения: люди готовы подчиняться лидеру, чтобы выжить, избежать опасных ситуаций, найти свое место в реальности. Существует мнение, что статус наследника, данный по рождению Николаю Александровичу и предполагал получение им со временем власти. Но власть, обеспеченная только статусом неустойчива. И история представляет этому много иллюстраций. Можно ли считать судьбу императора Николая II одной из них? На наш взгляд, нет.

 

Анализ биографий разных лидеров позволил исследователям выявить основания, на которые опирается власть. Это формальный статус, личные качества, история его жизни, степень компетентности и харизма — дар, полученный человеком для выполнения своего жизненного предназначения, усиливающий его лидерские качества, помогающий полнее реализовать свои возможности и поставить их на службу высшей цели. Это способность убеждать людей, увлекать их своими идеями и вести их за собой даже в зону сильного дискомфорта. Благодаря этой способности харизматик воспринимается как исключительная личность, владеющая особыми силами и способностями, как человек, единственно достойный роли лидера. Отличительная черта человека, обладающего харизмой, равнодушие к массовой симпатии. Людей в харизматическом лидере притягивают не его талант или внешность, а масштабность задач и сила его личности. И как утверждает в своей книге «Харизма лидера» Радислав Гандапас, харизматик почти наверняка многим людям не нравится. Он понимает это и признаёт. Он может не нравиться, но он влиятелен.

 

Невозможно рассматривать и изучать личность человека, не обращаясь к его детству как его историческому прошлому. В юношеском возрасте закладываются основы системы ценностных ориентаций, значение которой для судьбы трудно переоценить. Русский аристократ XIX века – это совершенно особый тип личности. Весь стиль его жизни, манера поведения, даже внешний облик – несли на себе отпечаток определенной культурной традиции. Не исключением была и императорская семья, которая служила самым важным и влиятельным фактором социализации Николая II. Родители одновременно являются: источником эмоционального тепла и поддержки, без которых он чувствует себя беззащитным и беспомощным; властью, распорядителем благ, наказаний и поощрений; образцом для подражания, воплощением лучших человеческих качеств; старшими друзьями и советчиками, которым можно доверить все. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дали Николаю Александровичу родители, существовало воздействие всей внутрисемейной атмосферы, причем эффект этого воздействия накапливался с возрастом.

 

В структуре содержания процесса социализации выделяют ряд взаимосвязанных компонентов. Коммуникативный — овладение различными видами коммуникации и их использование в различных обстоятельствах деятельности. Познавательный – освоение определенного круга знаний об окружающей действительности, становление системы социальных представлений, обобщенных образов. Поведенческий — освоение различных правил, норм, обычаев, табу и т.д. и усвоение моделей поведения. Ценностный — система мотивационно-потребностной сферы личности; восприятие предметов, социальных явлений и событий, понимание их значений и наполнение их личностным смыслом. Основные социальные идеи, символы, ценности и установки, социальные навыки и модели поведения в процессе воспитания преобразуются во внутренние требования личности – интернализуются. Социальные идеи и образы считаются интернализованными, когда они владеют человеком (в отличие, например, от случая, когда человек овладевает знаниями или умениями), присваиваются и превращаются в содержание его личности, а не просто усваиваются на когнитивном уровне.

 

Императорская семья выделялась среди других выраженной ориентацией на идеал. К дворянским детям применялось «нормативное воспитание», направленное не столько на то, чтобы раскрыть индивидуальность ребенка, сколько на то, чтобы отшлифовать его личность соответственно определенному образцу. Результатом были люди неправдоподобной честности, благородства и тонкости чувств. Воспитание в императорской семье – это образ жизни, стиль поведения, усваиваемый отчасти сознательно, отчасти бессознательно: путем привычки и подражания; это традиции, которые обязательны к соблюдению. Подтверждением этому служат мемуары, письма, дневники, художественная литература соответствующего исторического периода.

 

Мироощущение наследника во многом определялось его положением и ролью в государстве. Оно служило источником сочетания чувств избранности и ответственности в его душе. Система ценностей базировалась на понимании своего предназначения — служения обществу и России. Правило «служить верно» входило не только в кодекс дворянской чести, но и обязывало будущего императора, таким образом, имело статус этической ценности, нравственного закона. Чувство долга, ответственности за все, происходящее в государстве, основывалось на чувстве собственного достоинства. Служение обществу, предполагающее личную и живую заинтересованность в делах государственной важности, рассматривалась не столько обязанностью сколько правом.

 

Одним из принципов воспитания в императорской семье являлось убеждение, что высокое положение члена императорской семьи обязывает его быть образцом высоких нравственных качеств. Это этическое требование сформулировал великий князь Константин (поэт К. Р.): «Кому много дано, с того много и спросится». Решающая установка в воспитании будущего императора состояла в том, что его ориентировали не на успех, а на идеал. Быть храбрым, честным, образованным ему следовало не для того, чтобы достичь чего бы то ни было (славы, богатства, признания), а потому что ему много дано, потому что он должен быть именно таким. Честь превыше всего, а она не предоставляет привилегий, делает его более уязвимым. Известно, что если честь является «стимулом всей жизни» человека, то мотивацией поведения служат не результаты, а принципы. Жизненный успех понимается не как внешнее благополучие, а внутреннее состояние человека – чистая совесть, высокая самооценка и прочее.

 

Так, жизнь, завершившаяся катастрофой, не сопровождалась поведением с демонстрацией озлобления, истерик, агрессивности, страхов. Проявлять подобные чувства не допускало обладание аристократической гордостью. Защита своей чести, человеческого достоинства всегда была нелегким делом в Российском государстве даже для членов императорской семьи. Обостренное чувство собственного достоинства воспитывалось и вырабатывалось в ребенке целой системой разных, внешне порой никак между собой не связанных, требований.

 

Кроме того, храбрость, выносливость, сила, стойкость, ловкость, достоинство считались безусловным достоинством, и это учитывалось при воспитании наследника.

 

Подводя итоги выше сказанному, можно с уверенностью заключить, что император Николай II всю свою жизнь принес в жертву русскому обществу, чем заплатил немалую цену за спасение его от ещё большего кровопролития и ещё больших жертв. Щепетильно оберегая свою честь, он прежде всего защищал свое человеческое достоинство. Подобная сила духа и мужество определяются, прежде всего, харизмой и другими качествами личности Николая II, системой его ценностей заложенной воспитанием в императорской семье и определившей его предназначение – служить русскому обществу и умереть за него, если потребуется.

 

Литература

1.Гандапас Р. Харизма лидера. – М.: издательство «Манн, Иванов и Фербер2, 2013. — 230 с.

2. Муравьева О. Как воспитывали русского дворянина. – М.: издательство «Эксмо», 2014. – 304 с.

3.Ольга Александровна, великая княгиня. 25 глав моей жизни. – М.: издательство «Куликово поле», 2017. – 328 с.